Невропатия детского возраста. Детская нервность материал на тему

Существенные отклонения в развитии нервной системы приводят к возникновению различных заболеваний. В общем, любое нарушение нервной системы имеет название невропатия. Она является следствием неблагополучного течения беременности (сильные потрясения матери, токсикоз, хронические заболевания, родовая асфиксия) либо различных болезней, которыми ребенок болеет в течение первого года своей жизни.

Таким образом, выделяют следующие типы нарушения нервной системы:

  1. Конституциональная;
  2. Врожденная;
  3. Нарушение контакта между малышом и матерью;
  4. Органическое поражение мозга;
  5. Осложнение и сочетание форм болезни.

Невропатические симптомы могут проявляться с самого рождения. Ребенок беспокойно спит, часто просыпается, не может заснуть. Он может долго спокойно лежать с открытыми глазами. Также нарушается процесс питания, когда больной ребенок отказывается от материнской груди, а если и сосет, то быстро отвлекается на другие вещи.

С каждым последующим месяцем симптомы невропатии у ребенка только ухудшаются. Малыш продолжает все так же плохо спать, подолгу не засыпая. У него нарушен прием пищи. Он может не есть, пропускать приемы еды, а порой даже держать пищу за щекой. Все это сопровождается нарушением стула, повышенной возбудимостью и раздражительностью.

При малейшем недовольстве он может падать на пол и биться в истерике. Также нередко у детей проявляются двигательные нарушения в виде тиков, подергиваний, заикания и двигательного беспокойства.

Дети с невропатическим заболеванием становятся одиночками. Они стараются как можно реже общаться с другими детьми. В чем же причина? Все дело в том, что у ребенка с нарушением нервной системы отсутствует сосредоточенность на чем-то одном.

Он быстро отвлекается на другие звуки, яркие цвета и вещи. Монотонная работа не для такого ребенка. Как следствие, он быстро истощается и утомляется, что и побуждает как можно дальше находиться от шумных групп детей.

Все это сопровождается предрасположенностью к аллергиям и астматическим заболеваниям, головными болями, головокружением и обмороками.

Детей, больных невропатией, можно разделить на две группы:

  1. Первая имеет повышенную возбудимость. Им присуща быстрая смена настроения, аффективные вспышки, двигательное беспокойство, что приводит к быстрой утомляемости.
  2. Вторая имеет повышенную истощаемость. Им присуща неспособность приспосабливаться к переменам в жизни, они быстро впадают в угнетенное состояние, что сопровождается неуверенностью в себе, а также склонны к преувеличению влияющих на них раздражителей.

Воспитание ребенка

Воспитание ребенка, больного невропатической болезнью, должно согласовываться с его возможностями. Другими словами, торопить ребенка в его развитии нельзя. Нагружать лишней информацией и требовательностью тоже чревато негативными последствиями. Лучше акцентировать внимание на физических упражнениях и прогулках на свежем воздухе.

Что касается специальных методик воспитания и лечения болезни, лучше проходить консультацию у врача-педиатра. Степень заболевания у разных детей отличается, что тоже следует учитывать. Никто более точно не установит лечение заболевания, чем врач. Родителям не следует опускать руки при узнавании о том, что их ребенок болен. Лучше незамедлительно приступить к лечению, чтобы еще на ранних стадиях сделать его здоровым.

В наше время участились случаи заболевания невропатией детей дошкольного возраста. Даже, в возрасте до трех лет дети бывают агрессивными, импульсивными, непослушными и истеричными. Родители обращаются к специалистам неврологам, невропатологам и психиатрам. Давайте разберемся в этом явлении, почему происходят случаи невропатии у детей . Большинство родителей хотят знать, какие изменения произошли в психике их чада. Но дело в том, что болезнь была вызвана больше поведением самих родителей и она появилась не на ровном месте. В семье происходят какие-то неблагоприятные для нормального развития ребенка ситуации, и значит меняться в первую очередь нужно самим родителям.

Истерические проявления в поведении ребенка могут быть вызваны также определенными процессами, происходящими еще в утробе матери. Беременным женщинам нельзя волноваться. И если, в период вынашивания ребенка женщина подвергается постоянным стрессам, то это может, впоследствии отразиться на психике малыша. И ребенок будет легко подвергаться испугу, по крайней мере, в первый год своей жизни. В наше время высоких технологий получить информацию о правильном вынашивании беременности не является проблемой, но почему-то мало кто пользуется рекомендациями специалистов. Дети до трех лет, мамы которых постоянно испытывали тревогу и стресс, находятся в группе риска . У них могу развиться такие вредные привычки, как сосание пальца, обгрызание ногтей, энурез (здесь можно почитать о , онанизм, выдергивание волос. У ребенка, находящегося в утробе матери, если мама постоянно подвергается стрессу и волнению, может быть ослаблена психо-соматическая система и развиться невропатия, которая в последствии будет проявляться следующим образом :

1. В виде эмоциональной неустойчивости, то есть малыш будет часто капризничать, испытывать постоянные беспричинные страхи и волнения, невозможно быстро переключить его внимание на какой-нибудь другой предмет.

2. Нервная система не в состоянии регулировать работу внутренних органов, из-за этого рано развивается вегето-сосудистая дистония. При этом дети склонны к обморокам, у них может затрудниться дыхание, малыш может посинеть при крике, у него происходят расстройства желудочно-кишечного тракта, а также расстройства мочеиспускания. Ребенок еще может испытывать тошноту, различные страхи, чувство тревоги, боли в области пупка.

3. Иной раз родители радуются тому, что их ребенок очень активный. Уже 22-23 часа ночи, а он до сих пор не хочет спать. Это является тревожным сигналом и говорит о том, что нервная система ребенка находится в опасности. Ребенок постоянно в перевозбужденном состоянии и от этого организм не отдыхает должным образом. При невропатии у детей происходит нарушение сна - то ребенок спит слишком много, то слишком мало. Страдающие невропатией дети часто отказываются от дневного сна, а ночью часто просыпаются, кричат во сне и, даже, могут быть подвержены лунатизму.

4. При невропатии у детей из-за ослабленной нервной системы происходят частые заболевания ОРВ и ОРЗ. Из-за нервного расстройства повышается чувствительность слизистой оболочки носа, поэтому дети становятся более подвержены аллергиям и простудным заболеваниям .

5. При развитии невропатии у ребенка происходит некое ослабление функций головного мозга. Малыш плохо переносит яркий свет, шум, духоту, а также перемену погоды.

Значит, в развитии невропатии у детей основными виновниками являются родители. Нужно следить за своим здоровьем беременным женщинам, мужьям стараться сохранить благоприятную обстановку в семье. Если, родившийся малыш находится в группе риска, родителям нужно уделять ребенку больше времени, изменить методы общения с ним, участвовать в развитии ребенка, применять различные развивающие методы, игры. Если есть необходимость, обратиться к специалисту, который поможет решить проблемы, возникшие с ребенком, в индивидуальном порядке.

ИСПиП имени Рауля Валленберга

Реферат на тему:

«Психопатология детского возраста».

Выполнила студентка группы 05/14

«Клиническая психология»

Кулаева Я.Е.

Расстройства процесса познания……………………………..4

Расстройства ощущений………………………………….4

Расстройства восприятия…………………………………5

Расстройства внимания…………………………………...7

Расстройства памяти……………………………………...8

Расстройства мышления………………………………….9

Аффективные и эффекторные расстройства……………10

Расстройства эмоций……………………………………..10

Расстройства эмоционально волевой сферы……………15

Расстройства эффекторных функций (двигательно волевых)……………………………………………………….17

Основные психопатологические синдромы…………………18

1. Синдром ранней детской невропатии…………………18

2. Гипердинамический синдром…………………………19

3. Синдром уходов из дома и бродяжничества………….19

4. Синдром страхов……………………………………......20

5. Синдром патологического фантазирования…………..21

6. Синдром раннего детского аутизма…………………..21

7. Синдром дисморфофобии……………………………..22

8. Церебрастенический синдром………………………...22

9. Синдром расстройства сознания……………………...23

10. Судорожный синдром…………………………….25

11. Психоорганический синдром…………………….26

Список литературы…………………………………………29

Психопатология детского возраста - наука, является частью детской психиатрии, изучающая общие закономерности и развитие детских и подростковых психических расстройств, направленная на создание методов лечебно коррекционного воздействия.

Расстройства процесса познания

Расстройства ощущений

Агнозия – расстройство ощущений («а» – отрицание, «гнозис» – познание). В клинике описывают характеристику оптической, акустической, обонятельной, вкусовой и тактильной агнозии.

При оптической агнозии , возникающей при поражении затылочной доли коры головного мозга (врожденная или приобретенная недостаточность), больной не запоминает или не узнает предметы, хотя видит их и дает описательную характеристику.

При акустической агнозии (поражение левого полушария) больной не различает звуки речи, не понимает речь окружающих. В этих случаях говорят о сенсорной афазии у взрослых или сенсорной алалии у детей. При поражении правого полушария больной не узнает предметы по их характерному звучанию (больному подносят к уху тикающие часы при исключении зрительного анализатора, он говорит «что то тикает, но что это я не знаю»).

При обонятельной и вкусовой агнозии больной соответственно не различает запахи и вкус.

При тактильной агнозии больной не узнает предметы, ощупывая их.

Агнозии возникают при поражении первичных полей соответствующего анализатора и могут рассматриваться как в неврологии, так и в психиатрии при различных органических и функциональных нарушениях. В детском возрасте часто отмечается недостаточное развитие ощущений или их несформированность.

У детей, подростков и взрослых могут наблюдаться изменение порога чувствительности: понижение или повышение, а также сенестопатии.

Повышение порогов чувствительности – психическая гиперестезия – резкое усиление восприимчивости при обычных или слабых раздражителях. Примером могут служить случаи, когда дети не переносят некоторых видов одежды, резкого шума. Они капризничают, плачут. Такие состояния наблюдаются у детей с невротическими реакциями.

Понижение порога чувствительности – значит снижение реакции к действующим раздражителям (гипестезии). Больные не воспринимают раздражения в достаточной степени. Такие состояния наблюдаются при реактивных состояниях.

Психическая анестезия – полное снижение чувствительности со стороны одного или нескольких анализаторов при их анатомо физиологической сохранности: психическая глухота, слепота, утрата чувства вкуса или запаха. Такие состояния наблюдаются при тяжелых стрессовых состояниях.

Сенестопатии – разнообразные неопределенные, неприятные, мучительные ощущения в разных частях тела и внутренних органах при отсутствии патологии в них. Такие состояния встречаются при различных невротических реакциях.

Расстройства восприятия

Иллюзии – это искаженное восприятие реально существующей действительности. У здоровых людей иллюзии могут возникнуть при плохом освещении или плохой слышимости, в состоянии эмоционального напряжения или утомления. Иллюзорное восприятие может возникнуть у ребенка при высокой температуре и тогда пятна на стене или рисунки на ковре воспринимаются как сказочные персонажи. Можно предполагать, что во всех случаях имеет место разлитое охранительное торможение (уравнительная фаза), обуславливающая искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений.

Иллюзии могут наблюдаться и у психически больных при бредовых состояниях, когда больной воспринимает речь окружающих как враждебные высказывания. В таких случаях говорят о вербальных (словесных) иллюзиях. У больных могут наблюдаться аффективные иллюзии при различных формах бреда, выражающиеся в том, что больные по-своему воспринимают внешний вид окружающих: радостными или печальными, и дают соответствующую реакцию.

Галлюцинации – это ложные восприятия (обман чувств), не связанные с реально существующими предметами или явлениями, а представляющие собой плод болезненной деятельности мозга. Галлюцинации наблюдаются только у людей, находящихся в состоянии психического расстройства, возникают в сознании человека независимо от его воли. Различают оптические, акустические, вкусовые, обонятельные и тактильные галлюцинации. Они могут быть простыми в форме искр, отдельных звуков, окриков, голосов, запахов, измененного вкуса, прикосновения, и более сложных зрительных и слуховых галлюцинаций в форме восприятия предметов, людей или животных, речи и музыки.

Доктор В.Х. Кандинский (1880) описал различие истинных и ложных галлюцинаций (псевдогаллюцинаций) .

При истинных галлюцинациях все предметы и явления располагаются вне больного, больной может рассказать о том, кого он видит и с кем разговаривает, воспринимая их реально. Меняется поведение больного: при зрительных галлюцинациях неприятного характера больной закрывает лицо руками, прячется, убегает, при слуховых галлюцинациях, если больные слышат приятную музыку или диалог – сидят тихо, задумчиво, прислушиваясь к разговору или музыке. Если слова, воспринимаемые больным, ему не приятны, то он затыкает уши, отворачивается.

Псевдогаллюцинации, которые наблюдаются только при шизофрении, носят другой характер. Больному кажется, что все его мысли звучат, открыты и доступны окружающим. Меняется поведение больного: он завязывает голову платком или полотенцем, набрасывает на себя больничный халат, чтобы никто не мог услышать или увидеть, о чем он думает.

Как самостоятельные формы нарушений восприятия выступают психосенсорные расстройства , характеризующиеся изменением восприятия окружающей среды: формы, величины, дальности расстояния, дополняющиеся нарушением восприятия схемы тела. Больные жалуются на непонятные ощущения: им кажется, что одна рука или нога стала длиннее, дорога бугристой, предметы воспринимаются то далеко, то близко. Расстраивается ходьба, письмо, поведение. Такая симптоматика психосенсорных расстройств наблюдается у детей и подростков, болеющих или перенесших вирусную инфекцию с энцефалитическими явлениями.

Дереализация – это нарушение восприятия окружающей действительности, формы и размеров предмета, расстояния и времени. Окружающие предметы могут казаться уменьшенными или увеличенными. В новом месте больным кажется, что они здесь уже были, а привычную домашнюю обстановку воспринимают как чужую.

Деперсонализация – искаженное восприятие собственного тела или его частей.

Эти состояния наблюдаются при психосенсорных расстройствах после перенесенных вирусных нейроинфекций.

Галлюцинации зрительные и слуховые могут наблюдаться у детей в возрасте 5–7 лет при соматических и инфекционных заболеваниях на фоне высокой температуры. В этих случаях галлюцинации носят элементарный характер: мелькание искр, появление каких то контуров, лиц, окликов, стуков, шумов, голоса зверей и птиц, образы которых дети воспринимают как сказочные. При психических заболеваниях (шизофрения) галлюцинации могут приобретать более сложный характер: так, при зрительных галлюцинациях отмечается живость, яркость представлений, склонность к фантазированию, дети рассказывают о своих видениях. Иногда зрительные галлюцинации носят устрашающий, императивный (приказной) характер: детям видятся страшные звери, разбойники, от которых они убегают, прячутся, выполняют какие то действия. После 12–14 лет у подростков наблюдаются вкусовые и обонятельные галлюцинации , что нередко приводит к отказу от еды. В этих случаях галлюцинации продолжаются в течение длительного времени, меняется поведение больного.

Расстройства внимания

К расстройствам внимания относятся истощаемость, отвлекаемость и застреваемость.

Причинами расстройств внимания могут быть различные факторы: социальные и биологические. К социальным факторам , вызывающим расстройство внимания, могут быть отнесены отвлекающие моменты окружающей среды. В коре головного мозга возникают новые очаги возбуждения, которые по закону доминанты становятся главенствующими, привлекают к себе внимание, затормаживая другие участки коры головного мозга.

К биологическим причинам расстройства внимания относится слабость активного внимания – неспособность к длительному напряжению в направлении одного объекта и трудность сосредоточения, обусловлена слабостью тонуса коры головного мозга, снижением функции второй сигнальной системы. Нестойкость активного внимания может быть обусловлена целым рядом факторов : перенесенной травмой черепа, авитаминозом, недостаточным питанием и переутомлением..

Истощаемость внимания может быть обусловлена слабостью корковых процессов. Такой спад активного внимания наблюдается у детей и взрослых, перенесших черепно-мозговую травму или инфекцию с энцефалитическими явлениями.

Еще одним из видов расстройств внимания является отвлекаемость, патологическая подвижность корковых процессов при преобладании пассивного внимания, проявляющаяся быстрой, необоснованной сменой деятельности, продуктивность которой резко снижена. Такие состояния наблюдаются у детей, перенесших родовую черепно-мозговую травму или ранние инфекции с последующей слабостью деятельности клеток коры головного мозга. В таком случае неустойчивость активного внимания сочетается с неусидчивостью, подвижностью, гиперактивностью.

Другим видом расстройства внимания является застреваемость, плохая переключаемость внимания с одного объекта на другой, обусловленная малой подвижностью корковых процессов. Застреваемость наблюдается у детей и взрослых при органических поражениях головного мозга и проявляется в речи, в рисунках и в трудовой деятельности.

Все виды расстройств внимания (отвлекаемость, истощаемость, застреваемость) всегда указывают на органическую или функциональную основу поражения нервной системы и требуют наблюдения врача, воспитателя и педагога за состоянием ребенка, а также выявлением и других нарушений, которые нуждаются в специализированной помощи.

Расстройства памяти

Причины расстройств памяти различны : перенесенные черепно мозговые травмы, инфекции и интоксикации, сосудистые и трофические расстройства, судорожные приступы, изменяющие кортикальную структуру.

Виды расстройств памяти : амнезия, гипомнезия, гипермнезия, парамнезия.

Амнезия – полное выпадение памяти («а» – отрицание, «мнезис» – память). Различают антероградную и ретроградную амнезию.

Антероградная амнезия – это выпадение памяти на весь период, когда человек находился в бессознательном состоянии, клетки коры головного мозга были заторможены и никакие раздражения не доходили до них.

Ретроградная амнезия – это выпадение из памяти событий, предшествовавших заболеванию, травме или состоянию с потерей сознания (эпилептический приступ, диабетическая кома, сердечная недостаточность). Длительность ретроградной амнезии зависит от тяжести повреждения мозга.

Аффективная амнезия (психогенная) – это провалы памяти на какие то периоды жизни или на определенные детали, связанные с психической травмой. Вытесняются, забываются при этом неприятные воспоминания, детали конфликта, тесно связанные с тяжелыми переживаниями.

Гипомнезия – уменьшение объема или ослабление памяти. Это состояние наблюдается после перенесенной травмы, интоксикации или инфекции. В этих случаях после перенесенного поражения мозгового вещества ослабляется деятельность клеток коры головного мозга. Это проявляется в быстром забывании полученных сведений. Такие состояния характерны для детей с ЗПР, умственной отсталостью и другими последствиями органического поражения головного мозга.

При склерозировании кровеносных сосудов по ним приходит меньше крови и ослабляется деятельность клеток коры, что также приводит к снижению объема памяти. Это старческая гипомнезия, при которой пожилые люди хорошо помнят, что было «когда то» и не помнят, что было сегодня. Гипомнезия имеет всегда органическую основу.

Гипермнезия – увеличение объема памяти, когда люди запоминают и долго хранят в памяти сигналы, пришедшие в соответствующие области коры. Эти особенности памяти проявляются в жизни человека с раннего детского возраста и приобретают стойкий характер.

Парамнезия – ложные воспоминания, которые подразделяются на конфабуляции и псевдореминисценции, и наблюдаются у психически больных или пожилых людей.

Конфабуляции – измышления, когда больные рассказывают о событиях, в которых они принимали участие, тогда как на самом деле этих событий не было или они происходили с кем-то другим, взяты из книг или кинофильмов.

Псевдореминисценции – это ложные воспоминания, когда больной рассказывает о событиях, возможно происходивших с больным, но сдвинутых во времени.

Различные формы расстройств памяти могут наблюдаться у детей с органическим поражением ЦНС , сопровождающимся интеллектуальной недостаточностью.

При гидроцефалии , являющейся следствием перенесенной травмы черепа или менингита, может преобладать механическая память. У детей наблюдается резонерство, когда они много говорят обо всем, что привлекает их внимание, не вдаваясь в значение сказанного. Это состояние обусловлено слабостью корковых процессов, недостаточной обобщающей функции коры.

Расстройства мышления

Мышление - высший этап познавательной деятельности, в основе которого лежит переработка полученной информации (ощущения и восприятия), их анализ и синтез. 2 вида нарушений мыслительного процесса: количественное и качественное .

Количественные расстройства мышления проявляются в форме ограничения умственной деятельности или его недоразвития при задержке психического развития (ЗПР ) или умственной отсталости (олигофрении ). У подростков и взрослых распад психической деятельности – деменция , наблюдается при хронически текущих психических процессах.

Качественные расстройства мыслительной деятельности наблюдаются при различных неврозах и психозах и проявляются в расстройстве темпа мыслительной деятельности, навязчивости и бреде.

Нарушение темпа мыслительной деятельности обусловлено преобладанием возбуждения или торможения в коре головного мозга.

Ускоренное течение мыслей вплоть до разорванности мышления. В этих случаях образование и смена ассоциаций ускорена, один образ сменяется другим, возникает наплыв мыслей. Нарушается последовательность, нарастает утрата логических связей между частями предложений. Процесс мышления характеризуется беспорядочностью, а высказывания становятся непонятными, абсурдными. Ускоренный темп мышления сочетается с возбужденным поведением, что укладывается в определенный маниакальный синдром .

Замедленное течение мыслительного процесса наблюдается при преобладании торможения в коре головного мозга. Больные жалуются на отсутствие мысли, «в голове какая то пустота». Замедление темпа мыслительной деятельности наблюдается при депрессивных состояниях.

Другой формой расстройств является обстоятельность мышления – детализация , при которой больной уходит от заданной темы, подробно говорит, повторяется и не может переключиться к продолжению основной темы. Излишне обстоятельное мышление, застреваемость и плохая переключаемость, вязкость мышления свойственны детям и взрослым с органическими поражениями центральной нервной системы (эпилепсии, психоорганическом дефекте).

Одной из форм нарушения мышления является резонерство , при котором больной на заданный вопрос не отвечает, а начинает рассуждать, поучать собеседника. Словесная продукция больного при этом бывает пространной и отдаленной от сути вопроса. Такие особенности речевого высказывания могут наблюдаться при психозах, при гидроцефалии.

Одной из форм расстройства мыслительной деятельности могут быть персеверации и стереотипии , которые характеризуются повторением ответа на первый заданный вопрос. При этом имеют место длительное доминирование какой либо одной мысли, одного представления, в основе которых лежит застревание ассоциаций. Такие состояния заторможенности наблюдаются у больных при кровоизлияниях в мозг или опухолях мозга.

Бессвязное, разорванное мышление характерно для ряда инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой, а также у больных шизофренией. При этом мысли не объединяются между собой, а представляют отдельные фрагменты, в которых отсутствует анализ и синтез, отсутствует способность к обобщению, речь бессмысленная.

Аутистическое мышление характеризуется отгороженностью субъекта от внешнего мира, его замкнутостью, погруженностью в собственные переживания, недостаточно соответствующие реальности.

К расстройствам мышления относятся навязчивые мысли (обсессивный синдром). Это мысли, от которых больной не может освободиться, хотя и понимает их ненужность. Навязчивые мысли могут возникнуть у практически здоровых людей, у невротиков и у психически больных. Навязчивые мысли у невротиков носят более сложный и стойкий характер. Это тоже очаг застойного возбуждения, но более глубокий. Больной критически относится к своему состоянию, но освободиться от своих переживаний не может. Навязчивые мысли у невротиков могут иметь различный характер и проявляться в виде непреодолимых желаний, влечений и страхов.

Навязчивые страхи, или фобии , разнообразны и трудно преодолимы. Может возникнуть мысль, а с нею и страх, перед выполнением какого то задания или действия, особенно в обстановке волнения, напряжения. У детей появляется страх наказания за плохо выполненные домашние задания или полученную в школе неудовлетворительную оценку. Такие же мысли, а с ними и страхи, могут появиться у подростка или взрослого, выполняющего сложное задание в неблагоприятной обстановке. Иногда логофобия (страх речи) проявляется в присутствии одного человека, строгого воспитателя или учителя в школе, в то время как в присутствии другого человека, который спокойно и доброжелательно относится к ребенку, этих мыслей и страха нет.

Навязчивые мысли у психически больных людей стойкие, больные к ним не критичны и не ищут помощи. По своей клинической картине навязчивые мысли у психически больных близки к бредовым идеям и не поддаются разубеждению.

Сверхценные идеи наблюдаются в подростковом возрасте и характеризуются определенными особенностями. Если в сознании человека преобладают эмоционально ярко окрашенные мысли, то говорят о наличии сверхценных идей. Эти мысли не носят нелепого характера, но больной придает им такое большое значение, которого они объективно не имеют. Сверхценные идеи не сопровождаются тягостным чувством навязывания и желанием освободиться от неправильного образа мышления.

Бред и бредовые идеи возникают в результате болезни головного мозга. Бред может возникнуть на фоне расстроенного сознания при инфекции или интоксикации, на высоте болезненного состояния (высокой температуры или алкогольного отравления), когда больные произносят отдельные слова или короткие фразы, не относящиеся к окружающей обстановке.

Бредовые идеи – это неправильные, не соответствующие действительности суждения, умозаключения, неподдающиеся разубеждению. Больные находятся под влиянием возникших у них мыслей, идей, изменяющих их поведение. Бредовые идеи систематизированы, произносятся на фоне сохранного сознания, сопровождают психическое расстройство, могут наблюдаться в течение длительного времени. Бредовые идеи могут сочетаться с галлюцинациями.

Бредовые идеи различаются по содержанию : идеи отношения, преследования, отравления, ревности, величия и обогащения, изобретательства, реформаторства, сутяжничества и другие.

Наиболее часто встречающиеся формы бредовых высказываний : идеи отношения и идеи преследования. При бредовых идеях обогащения больные рассказывают о своих несметных богатствах. При бредовых идеях величия они называют себя именами великих людей. При бредовых идеях изобретательства больные конструируют различные приборы. При бредовых идеях сутяжничества больные пишут в различные организации жалобы, бесконечно судятся за какие то права. Один из видов бредовых идей характеризуется заниженной оценкой своей личности, больной убежден в своей никчемности и ненужности, неполноценности (бредовые идеи самоунижения). У больных в этих случаях возникает депрессивное состояние, при котором они считают себя плохими, ничтожными. Ипохондрический бред характеризуется необоснованными убеждениями и высказываниями больного в том, что у него неизлечимая болезнь и он должен скоро умереть.

Наряду с первичным бредом возможно выделение чувственного (образного) бреда, который характеризуется расстройством чувственного познания, развивается на фоне других нарушений психики, носит наглядный характер с множеством образов, воспринимаемых фрагментарно, складывающихся в образы, догадки, фантазии, чем объясняется его бессвязность и нелепость. Выделяют различные формы чувственного бреда .

Бред самообвинения проявляется в том, что больной приписывает себе различные ошибки, проступки, бывшие в действительности или значительно увеличенные, вплоть до преступления. Такие состояния возникают у подростков, перенесших травму черепа или энцефалит. При бреде воздействия больной считает, что его мысли, действия, поступки обусловлены посторонним воздействием гипноза, радиоволн, электрического тока. Бред преследования заключается в том, что больной считает себя окруженным врагами, стремящимися уничтожить его или причинить ему вред, и поэтому принимает различные меры предосторожности, чтобы этого не случилось. Среди форм чувственного бреда описываются также бред самоуничижения , ущерба, нигилистический, экспансивный, фантастический, религиозный, эротический, ревности, космического воздействия и др. Несистематизированный бред , именуемый параноидным, носит бессвязный характер, основан на догадках и предположениях.

Аффективные и эффекторные расстройства

Расстройства эмоций

Эйфория – длительное патологически повышенное настроение, несоответствующее окружающей обстановке. Эйфория наблюдается у детей и подростков при органических психозах, при психических заболеваниях, обусловленных некоторыми инфекциями, при реактивных психозах.

Депрессия – подавленное настроение, несоответствующее окружающей обстановке, сопровождающееся тоской, самообвинением, двигательной и речевой заторможенностью, тягостными ощущениями в теле, резким снижением влечений. Депрессия возникает под влиянием внешних и внутренних факторов и всегда является симптомом психогенной реакции. В пубертатном (подростковом) возрасте депрессия может наблюдаться при тяжелых соматических заболеваниях и реактивных состояниях.

Дисфория – эмоциональное нарушение, характеризующееся постоянным недовольством окружающей обстановки, действий родственников или медицинского персонала, продуктов питания, злобно раздражительной тоскливостью, склонностью к агрессивным действиям, нередко с измененным сознанием, чувством страха и бредовыми идеями. Дисфория может наблюдаться в течение нескольких часов или нескольких дней, характерна для больных, страдающих эпилепсией, перенесших травму черепа и злоупотребляющих алкоголем.

Эмоциональная слабость представляет собой колебание настроения от хорошего (с элементами эйфории) до пониженного настроения (с элементами депрессии), с периодами легко наступающей слезливости. У детей дошкольного возраста эмоциональная слабость – явление физиологическое: они не умеют сдерживать себя и поэтому бурно реагируют, не стесняясь присутствия посторонних, и проявляют свою радость или гнев, но с возрастом вырабатывается способность к регуляции эмоций.

Эмоциональная амбивалентность проявляется одновременным осуществлением противоположных чувств к одному и тому же объекту (одновременно уживаются любовь и ненависть). Чаще всего амбивалентность наблюдается при шизофрении, реже – при истерической психопатии.

Апатия – чрезмерное понижение эмоциональной возбудимости, полное равнодушие и безучастность к окружающему, к себе, отсутствие желаний и побуждений, полная бездеятельность. Встречается при различных психических заболеваниях (интеллектуальная недостаточность, психогении и других состояниях).

Эмоциональная тупость наблюдается в случаях, когда больной не реагирует на внешние раздражители и собственные ощущения. Подобные состояния наблюдаются при хронически текущих формах шизофрении.

Негативизм – немотивированное противодействие, сопротивление всякому воздействию со стороны, отказ от выполнения действий. Пассивный негативизм характеризуется сопротивлением любому изменению положения тела и конечностей. Противодействие любым инструкциям или выполнение действий, противоположных требуемым, называют активным негативизмом . Понятие «негативизм» относится к патологическому противодействию, поэтому упрямство детей, имеющее свои причины, называют негативизмом ошибочно.

Патологический аффект – сильная, кратковременная, внезапно возникающая отрицательная эмоция, сопровождающаяся гневом, негодованием, яростью, разрушительным действием, иногда жестоким убийством. Такие состояния могут наблюдаться у детей и подростков, перенесших черепно мозговую травму, у подростков и молодых людей, злоупотребляющих алкоголем. В ряде случаев (сочетание травмы черепа и употреблением алкоголя) патологический аффект может сопровождаться расстройством сознания, бредом и последующей амнезией. Лица, совершившие преступления в состоянии патологического аффекта с расстройством сознания, признаются невменяемыми. Дети и подростки с такими состояниями могут наблюдаться в детском саду и в школе.

Частота эмоциональных расстройств у детей обусловлена физиологическими особенностями их психической деятельности, слабостью активного торможения, неустойчивостью обменных процессов, функции эндокринной системы и особенностями течения критических периодов развития детей и подростов.

Расстройства эмоционально волевой сферы

Воля – это сознательная целенаправленная психическая активность.

Инстинкты – это врожденные рефлексы, доставшиеся человеку по наследству от его предков. К инстинктам относятся: пищевой, оборонительный, половой, родительский.

Мотив – это акт осмысления, т. е. критического отношения к желанию в соответствии с реальными возможностями.

Волевая деятельность – это действие, направленное на реализацию сознательно поставленной цели, целенаправленная психическая деятельность.

Волевые процессы могут нарушаться в различных видах и характеризоваться разнообразными проявлениями.

У больных с маниакально депрессивным синдромом отмечается повышение волевой активности, проявляющейся в повышенной деятельности, неутомимости, многоречивости, повышенно хорошим настроением.

Понижение волевой активности сопровождается бездеятельностью, апатией, резким снижением двигательной активности и наблюдается при некоторых психических расстройствах (реактивных и эндогенных психозах).

Влечения – это филогенетически старые, унаследованные, сложные безусловно рефлекторные (инстинктивные) жизненно важные реакции, направленные на сохранение рода и продление вида. При некоторых поражениях коры головного мозга, ущербности возможно растормаживание влечений.

Нарушение пищевого инстинкта. Влечения к пище наблюдаются в виде усиления пищевого инстинкта (прожорливость, жадность). Такие состояния наблюдаются у больных, перенесших энцефалит, и называются булимией. Чаще всего приходится сталкиваться с подавлением пищевого влечения. Стойкий отказ от употребления пищи (анорексия) приводит к истощению больного. Упорный отказ от пищи может быть связан с бредовой настроенностью (бредовые идеи отравления и др.) или убеждением, что пища изготовлена из недоброкачественных продуктов. Симптом пика – поедание несъедобных предметов. Копрофагия – поедание кала. Отказ от еды может наблюдаться при различных формах ступора, при состояниях депрессии, при истерии.

Извращение влечений при определенных состояниях: беременности, у больных, перенесших сотрясения мозга, некоторых психозах. Извращение пищевого рефлекса проявляется в желании употреблять одну пищу или отказываться от другой.

Влечение к самоубийству (суицид о мания) обычно связано с психическими расстройствами и наблюдается у подростков и молодых людей при реактивных психозах, наркомании, алкоголизме. Психически больные люди нередко проявляют большую изобретательность и настойчивость в осуществлении своих суицидальных намерений. Близко к влечению лишить себя жизни стоит влечение к самоувечью, нередко осуществляется импульсивно. Часто это происходит на фоне бредовых и галлюцинаторных переживаний.

В психиатрической клинике заметное место занимают нарушения полового влечения: повышенная или пониженная половая возбудимость, сексуальные извращения, которые могут наблюдаться при различных психических заболеваниях и состояниях.

Повышенная половая возбудимость – гиперсексуальность, выражающаяся у подростков в виде частых и длительных эрекций, эротических фантазий, мастурбации

Гипосексуальность – понижение полового влечения, проявляющееся у подростков отсутствием интереса к противоположному полу.

Наиболее частой формой нарушения полового влечения является гомосексуализм (влечение к людям одноименного пола). В анамнезе гомосексуалов часто отмечаются особенности нарушения влечения с детского возраста, наиболее четко проявляющиеся в подростковом и молодом возрасте (интерес к определенным играм, украшениям, одежде девочек и наоборот).

К числу других форм нарушения относится трансветизм , патологическое влечение к переодеванию в одежду противоположного пола, а также интерес к вещам противоположного пола.

Объектом полового влечения могут быть также маленькие дети (педофилия ), половые сношения с животными (зоофилия ), влечение к статуям (пигмалион )и другие. Издавна известны такие отклонения как садизм и мазохизм. Садизм – характеризуется стремлением причинять боль другому человеку с целью достижения сексуального удовлетворения. Мазохизм – получение сексуального удовлетворения или удовольствия от причиняемой боли или унижения, доставляемого партнером.

В психиатрии описывают большое количество импульсивных влечений : влечение к бродяжничеству (дромомания), поджогам (пиромания), воровству (клептомания). В отличие от навязчивых состояний импульсивные влечения представляют собой остро возникающие побуждения и стремления, подчиняющие себе все сознание и поведение больного. Они характеризуются бессмысленностью и возникают без всякого повода. Такие состояния наблюдаются при шизофрении и психопатиях.

Расстройства эффекторных функций (двигательно волевых)

К двигательно волевым расстройствам с преобладанием возбудительного процесса относится гипербулия – повышение волевой активности, связанное с усилением влечений. Может проявляться в форме:

Маниакального возбуждения , при котором больной постоянно находится в деятельности: не закончив одну работу, он начинает другую, при этом много говорит, настроение веселое, аппетит повышен. У таких больных может наблюдаться гиперсексуальность, агрессия, расторможенность поведения.

Кататонического возбуждения , которое в отличие от маниакального возбуждения не целенаправленное и выражается стереотипными движениями, хаотичностью, вычурностью. Эти изменения поведения больного характерны для шизофрении.

Гебефренического возбуждения , которое характеризуется манерностью, дурашливым поведением, обилием нелепых поз, скачков, прыжков, ужимок. В подростковом возрасте симптоматика дополняется расторможенностью низших влечений. Эти состояния наблюдаются при шизофрении.

Истерического возбуждения , возникающего после испуга. Человек бежит без оглядки и долго не может остановиться, понять, что случилось. К форме истерического возбуждения также относится истерический приступ.

К двигательно волевым расстройствам с преобладанием тормозного процесса относятся все формы, характеризующиеся ослаблением волевой деятельности (гипобулия) или остановкой действия – ступор :

Депрессивный ступор, при котором больной длительно находится в одном и том же положении, говорит тихо, с трудом подбирает слова, движения его замедлены и совершаются с трудом. Такие состояния могут наблюдаться при маниакально депрессивном психозе в фазе депрессии, при старческой депрессии.

Кататонический ступор характеризуется обездвиженностью и мутизмом (отказ от разговора, молчание). Наблюдается состояние восковой гибкости (каталепсия) – больному можно придать любую позу и он длительно ее не меняет, например, поднятую руку не опускает до тех пор, пока она сама не опустится. Такие состояния наблюдаются при шизофрении.

Гебефренический ступор характеризуется раздвоенностью (расщеплением) деятельности, негативизмом, выражающийся в том, что больные выполняют действия противоположные тем, о которых их просят. Эти состояния наблюдаются при шизофрении.

Истерический, или психогенный, ступор возникает после психических травм: при испуге, внезапном горе, стихийном бедствии. Внешним проявлением служит общая заторможенность вплоть до полного оцепенения.

Основные психопатологические синдромы.

1. Синдром ранней детской невропатии

Синдром ранней детской невропатии или «врожденной детской нервности» (В.В. Ковалев, 1979) является наиболее распространенным синдромом психических расстройств в раннем детском возрасте (от 0 до 3 лет). Основное место в структуре синдрома занимает резко повышенная возбудимость и выраженная неустойчивость вегетативных функций, которые сочетаются с общей повышенной чувствительностью, психомоторной и аффективной возбудимостью и быстрой истощаемостью, а также с более или менее выраженными чертами тормозимости в поведении (в виде боязливости, пугливости, страха перед всем новым). Среди соматовегетативных расстройств преобладают нарушения функции органов пищеварения, дыхания, сердечно сосудистые расстройства. У детей встречается повышенная чувствительность к различным раздражителям в виде усиления двигательного беспокойства, аффективного возбуждения, плаксивости, изменения положения тела. Инстинктивные расстройства в форме повышенного чувства самосохранения, выражением которого является боязнь и плохая переносимость всего нового. Страхи проявляются в усилении соматовегетативных расстройств: отказа от еды, падения веса, усиления капризности и плаксивости при любой перемене обстановки, изменения режима, условий ухода, помещения в детское учреждение. С возрастом у детей при «истинной» невропатии могут наблюдаться нарушения функционирования внутренних органов, на фоне которых формируются соматические расстройства. Эти симптомы могут наблюдаться у людей разного возраста, но начало они берут в раннем детстве.

2. Гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности), который обозначается также синдром гиперактивности, встречается в возрастном периоде от 1,5 до 15 лет, однако наиболее выражено проявляется в дошкольном возрасте. Основными компонентами гипердинамического синдрома считаются: общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, недостаточная целенаправленность и, часто, импульсивность поступков, нарушение концентрации активного внимания. В ряде случаев наблюдаются: агрессивность, негативизм, раздражительность, взрывчатость, склонность к колебаниям настроения. Поведение детей характеризуется стремлением к постоянным движениям, крайней неусидчивостью. Они беспрерывно бегают, прыгают, то ненадолго садятся, то вскакивают, трогают и берут в руки предметы, попадающие в их поле зрения, задают много вопросов, часто не слушают на них ответы. Их внимание привлекается на короткое время, что крайне затрудняет проведение воспитательной работы с ними. В связи с повышенной двигательной активностью и общей возбудимостью дети легко вступают в конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями или педагогом из за нарушения режима дня, при выполнении классных заданий и т. п.

Этот синдром наиболее часто встречается при отдаленных последствиях ранних органических поражений головного мозга, что послужило его отождествлению с так называемым синдромом «минимальной мозговой дисфункции» (ММД). Гипердинамический синдром формируется на фоне ММД и может сочетаться и с другими синдромами, являющимися следствием раннего повреждения мозга.

Различают два типа психогений:
1. Психореактивные состояния - срывы в функционировании коры головного мозга вследствие перенапряжения раздражительного и тормозного процессов. Развиваются в ответ на сильный эмоциональный стресс, связанный с непосредственным действием психогенного «удара», вызывающего шок, страх, тревогу, разочарование, обиду, гнев, подавленность и тоску. Протекают по древним механизмам «двигательной бури» или «мнимой смерти», сопровождаются временным регрессом психики. Предрасполагающими факторами являются психопатические черты характера, соматические заболевания, инфекции, интоксикация, авитаминоз, черепно-мозговые травмы, вегетативная дистония, длительная бессонница. Отличительные критерии: определяющая роль психотравмирующего фактора в возникновении, картине и течении болезненного состояния; психологически понятная связь между психотравмирующей ситуацией и содержанием реакции; принципиальная обратимость расстройства.
2. Неврозы - нарушения интеграции в психической сфере, функциональная дезорганизация личности. Возникают в результате противоречий в особо значимых жизненных отношениях. Определяющую роль в клинической картине играет внутренний конфликт (столкновение позиций сознания и неосознаваемых установок, борьба социальных установок и темперамента, противостояние притязаний и неосознаваемой самооценки), порождающий тревогу, пессимизм, эмоциональную нестабильность и контрастность поведения, заостряющий инстинкт самосохранения до степени болезненного эгоцентризма и страха.

Типы невротических конфликтов:
Неврастенический конфликт: субъективные притязания («могу», «хочу») и социальные требования («надо») против подсознательной самооценки («не сумею», «не получится»); проблема «быть среди других».
Истерический конфликт: эгоистическое желание («хочу» или «не хочу») против социальных требований («нельзя» или «надо») и оценок («стыдно», «некрасиво»); проблема «быть собой среди других» с акцентом на «быть собой».
Обсессивно-психастенический конфликт: субъективное («хочу» или «должен») против субъективного («неприлично» или «опасно» и поэтому - «не надо»); проблема «быть собой».
Фобический конфликт: субъективное («хочу») и социальное («надо») против подсознательного («опасно» и «страшно»); проблема «быть». При неврастении ребенок испытывает чувство неприятия себя, недоверия своим способностям и возможностям, что порождает нерешительность, подавленность, беспомощность и замкнутость. В приспособлении к требованиям действительности доминируют установки: «я - слабый и ничего не могу», «я - болен и имею право на снисхождение, поэтому оставьте меня в покое». Неуверенность в себе, робость и низкая самооценка, вызывающие чувства стыда и вины, парализуют и изматывают ребенка: он быстро утомляется, становится пассивным, капитулирует перед трудностями и не пытается их преодолеть. Проявляется раздражительная слабость - чрезмерное реагирование по малозначительным поводам, ранимость, несдержанность эмоций, нетерпеливость, суетность, повышенная возбудимость и быстрая истощаемость.
При истерическом неврозе доминирует установка «все равно будет по-моему».
Средством освобождения или достижения желаемого является мнимая болезнь. Приспособление происходит путем воздействия неосознаваемой сферы психики на физиологические функции организма с воссозданием симптомов того или иного заболевания. Истерические реакции всегда на кого-то рассчитаны. При этом сам ребенок бывает искренне убежден, что он тяжело и хронически болен.
Обсессивный невроз (невроз навязчивых состояний, которые не подчиняются волевому регулированию) начинается с тревожной мнительности, склонности к навязчивым переживаниям: страх болезни, смерти, ошибки и несчастного случая.
Обостряется инстинкт самосохранения, все новое и неизвестное вызывает беспокойство и опасения. Приспособление к жизни происходит в форме стремления к сверхбезопасности и сверхконтролю. Проявляется в выработке навязчивых ритуальных действий, которые носят символически-защитный характер: предохраняют от возможных и мнимых угроз или являются неосознаваемым способом самонаказания за допущенную ошибку. Такие дети выделяются своей гиперсоциальностью: они дисциплинированны, педантично обязательны, тревожно осмотрительны.
К фобическому неврозу предрасположены дети со сниженным уровнем ориентации в окружающем мире, повышенной впечатлительностью и внушаемостью. Сильный испуг, воспринятый ребенком как прямая угроза жизни, провоцирует болезненное обострение инстинкта самосохранения, вызывает панические состояния и реакции.

Ранняя детская нервность (невропатия, врожденная нервность, конституционная нервность, невропатическая конституция, эндогенная нервность, нервный диатез и др.) - наиболее распространенная форма психоневрологических нарушений у детей раннего возраста, которая проявляется выраженной вегетативной дисфункцией, эмоциональными и поведенческими расстройствами. В детской неврологической клинике обычно применяется термин «ранняя детская нервность», психиатры чаще пишут о невропатии. Это состояние не является конкретной болезнью в истинном понимании, а представляет собой лишь фон, который предрасполагает к возникновению в последующем неврозов и неврозоподобных состояний, психозов, патологического развития личности.

Причины возникновения ранней детской нервности. В возникновении ранней детской нервности решающее значение придается наследственности и органическому поражению головного мозга на ранних этапах его развития (до родов, во время родов и в первые месяцы жизни). Роль конституционно-генетических факторов подтверждается данными семейного анамнеза. Во многих случаях один или оба родителя были повышенно возбудимыми, а в родословной часто встречаются лица с выраженными эмоциональными расстройствами, тревожно-мнительными чертами характера. Не меньшее значение имеют резидуально-органические церебральные расстройства, при которых поражение мозга наступает преимущественно до и во время родов. На это указывают большая частота патологического течения беременности у матери - генитальные и экстрагенитальные заболевания, особенно сердечно-сосудистой системы, гестозы беременности, явления угрожающего выкидыша, предлежание плода, первичная и вторичная слабость родовой деятельности, преждевременные роды, асфиксия плода, родовая черепно-мозговая травма и т.д.

Причиной органического поражения головного мозга могут быть также различные инфекции, интоксикация, гипоксические состояния в первые месяцы постнатального онтогенеза.

Механизмы развития ранней детской нервности. Механизм возникновения ранней детской нервности следует рассматривать с позиции возрастной эволюции мозга в послеродовом периоде. Как известно, в определенные периоды жизни этиологические факторы могут вызывать аналогичные изменения со стороны нервной системы и психической сферы. Это обусловлено преимущественным функционированием определенных нервных структур, которые обеспечивают ответные реакции организма и его адаптацию к окружающей среде. В течение первых 3 лет жизни наибольшая нагрузка приходится на вегетативную нервную систему, так как регуляция вегетативных функций (питание, рост и др.) формируется раньше, чем регуляция моторики. В этой связи В. В. Ковалев (1969, 1973) выделяет четыре возрастных уровня нервно-психического реагирования у детей и подростков: соматовегетативный (от рождения до 3 лет), психомоторный (4-10 лет), аффективный (7-12 лет) и эмоциональ-но-идеаторный (12-16 лет). При соматовегетативном уровне реагирования различные патологические процессы, воздействующие на организм, в основном приводят к полиморфным вегетативным расстройствам.

Классификация ранней детской нервности. В соответствии с результатами исследований отечественных и зарубежных авторов различают три следующих клинико-этиологических типа синдромов невропатии (ранней детской нервности): синдром истинной, или конституционной, невропатии, синдром органической невропатии и синдром невропатии смешанного генеза (конституционально-энцефалопатическая). Г. Е. Сухарева (1955) в зависимости от преобладания тормозимости или аффективной возбудимости в поведении детей различает два клинических варианта невропатии: астенический, характеризующийся застенчивостью, робостью детей, повышенной впечатлительностью, и возбудимый, при котором преобладают аффективная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность.

Клинические проявления ранней детской нервности. Для ранней детской нервности характерны выраженная вегетативная дисфункция, повышенная возбудимость и, нередко,быстрая истощаемость нервной системы. Указанные нарушения в виде различных сочетаний особенно четко проявляются в течение первых 2 лет жизни, а в дальнейшем постепенно нивелируются или переходят в другие пограничные нервно-психические расстройства.

При обследовании таких детей обращает на себя внимание общий вид ребенка: выраженная бледность кожных покровов с циа-нотичным оттенком может быстро сменяться гиперемией, уже на втором полугодии жизни в отдельных случаях могут быть обморо-коподобные состояния при перемене положения тела из горизонтального в вертикальное. Зрачки обычно расширены, их величина и реакция на свет могут быть неравномерными. Иногда в течение 1-2 месяцев наблюдается спонтанное сужение или расширение зрачка. Пульс обычно лабильный и неустойчивый, дыхание аритмично.

Особенно характерны повышенная возбудимость, общее беспокойство и нарушение сна. Такие дети почти постоянно кричат, плачут. Родителям трудно установить причину беспокойства ребенка. Он вначале может успокаиваться во время кормления, но вскоре и это не приносит желаемого облегчения. Стоит его во время плача взять на руки и покачать, как он будет этого требовать в дальнейшем настойчивым криком. Такие дети не хотят оставаться одни, они своим постоянным криком требуют повышенного внимания. Практически во всех случаях резко нарушен сон: извращается его формула- сонливость днем, частые пробуждения или бессонница ночью. При малейшем шорохе кратковременный сон внезапно обрывается. Нередко и при абсолютной тишине ребенок просыпается с внезапным криком. В дальнейшем это может переходить в ночные кошмары и ночные страхи, дифференцировать которые можно лишь на 2-3-м году жизни.

Рано возникают кратковременные быстрые вздрагивания во сне. Такие состояния, как правило, не имеют ничего общего с генерализованными и фокальными припадками, а назначение противосудо-рожных средств не приводит к уменьшению частоты подергиваний. Характерно также наличие общих вздрагиваний в бодрствующем состоянии, которые обычно наступают под влиянием даже незначительных раздражителей, а иногда и спонтанно. Уже к концу первого - на втором году жизни они сидят, раскачиваются перед сном, излишне подвижны, не находят себе места, сосут пальцы, кусают ногти, чешутся, ударяются головой о кроватку. Создается впечатление, что ребенок специально наносит себе повреждения, чтобы еще больше кричать и проявлять беспокойство.

Ранним признаком невропатии являются нарушения пищеварения. Первое его проявление - отказ от груди. Причину этого состояния установить трудно. Возможно, вследствие вегетативной дисфункции у ребенка не наступает сразу координированная деятельность желудочно-кишечного тракта. Такие дети, лишь начав сосать грудь, становятся беспокойными, кричат, плачут. Не исключено, что причиной такого состояния является временный пилороспазм, спазмы кишечника и другие нарушения. Вскоре после кормления могут появиться срыгивания, рвота, довольно частые кишечные расстройства в виде усиленной или пониженной перистальтики, вздутия живота, поносов или запоров, которые могут чередоваться.

Особенно большие трудности возникают с началом прикорма грудного ребенка. Он нередко избирательно реагирует на различные питательные смеси, отказывается от приема пищи. В ряде случаев только попытка кормления, в том числе грудного, или один вид пищи вызывают у него резко отрицательное поведенческое состояние. Нарушение аппетита постепенно нарастает. Переход к более грубой пище также вызывает ряд негативных изменений. Это прежде всего нарушение акта жевания. Такие дети жуют медленно, неохотно или вообще отказываются от приема плотной пищи. В ряде случаев могут наступить явления дезинтеграции жевательно-глотательного акта, когда медленно пережеванную пищу он не может проглотить и выплевывает изо рта. Нарушение приему пищи и снижение аппетита могут перейти в анорексию, которая сопровождается трофическими изменениями.

Такие дети весьма чувствительны к изменению погоды, что способствует усилению вегетативных нарушений. Они плохо переносят детские инфекции и вообще различные простудные заболевания. В ответ на повышение температуры тела у них часто возникают генерализованные судорожные припадки, общее возбуждение, бред. В ряде же случаев повышение температуры тела носит неинфекционный характер и сопровождается нарастанием сомато-вегетативных и неврологических нарушений.

При наблюдении за детьми, страдающими ранней детской нервностью, выявляется снижение порога чувствительности к различным экзо- и эндогенным воздействиям. В частности, они болезненно реагируют на индифферентные раздражители (свет, звук, тактильные воздействия, мокрые пеленки, изменения положения тела и т.д.). Особенно негативная реакция на инъекции, обычные обследования и манипуляции. Все это быстро фиксируется, а в дальнейшем только вид аналогичной обстановки сопровождается выраженным страхом. К примеру, такие дети, которым делали инъекции, очень беспокойно ведут себя во время осмотров врача и любого медицинского персонала (страх белых халатов). Постоянно возникает повышенный инстинкт самосохранения. Он выражается в страхе новизны. В ответ на небольшое изменение внешней обстановки резко усиливаются капризность и плаксивость. Такие дети очень привязаны к дому, к матери, постоянно ходят за нею следом, боятся даже кратковременно оставаться одни в комнате, отрицательно реагируют на приход посторонних лиц, не вступают с ними в контакт, ведут себя робко и застенчиво.

Установлены также некоторые клинические отличия в зависимости от формы ранней детской нервности. Так, при синдроме истинной невропатии вегетативные и психопатологические расстройства обычно начинают проявляться не сразу после рождения, а на 3-4-м месяце жизни. Это обусловлено тем, что нарушение вегетативной регуляции начинает проявляться лишь при более активном взаимодействии с окружающей средой - проявление эмоциональных реакций социального характера. В таких случаях на первое место выступают нарушения сна, хотя довольно четко представлены и нарушения пищеварительного тракта, а также разнообразные отклонения в эмоционально-волевой сфере. Общее психомоторное развитие таких детей, как правило, нормальное, и может даже идти с некоторым опережением средних возрастных норм; ребенок может довольно рано удерживать головку, сидеть, ходить нередко начинает в возрасте до года.

Синдром органической невропатии, как правило, проявляет себя уже с первых дней жизни. Еще в роддоме у такого ребенка возникает повышенная нервнорефлекторная возбудимость и выявляются признаки легкого органического поражения нервной системы. Они характеризуются изменчивостью мышечного тонуса, который периодически может быть то несколько повышенным, то сниженным (мышечная дистония). Как правило, повышена спонтанная мышечная активность.

У таких детей личностный компонент невропатического синдрома менее выражен, чем при синдроме истинной (конституционной) невропатии, а на первое место выступают церебрастеничес-кие расстройства. Эмоциональные и личностные нарушения у больных этой группы малодифференцированны, определяется инертность психических процессов.

При синдроме органической невропатии может наблюдаться небольшая задержка темпов психомоторного развития, они в большинстве случаев на 2-3 месяца позже своих сверстников начинают самостоятельно стоять, ходить, может отмечаться общее недоразвитие речи, обычно легкой степени выраженности.

Синдром невропатии смешанного генеза занимает среднее по-, ложение между двумя приведенными выше формами. Он характеризуется наличием как конституционных, так и слабовыраженных органических неврологических расстройств. При этом на первом году жизни клинические проявления данной патологии больше зависят от энцефалопатических расстройств, в то время как в последующие годы она приближается к проявлениям синдрома истинной невропатии. Общее психомоторное развитие таких детей в большинстве случаев нормальное, хотя может быть несколько замедленным, но крайне редко ускоренным.

Диагностика. Диагноз ранней детской нервности и различных ее клинических вариантов не представляет особых затруднений. Он основывается на раннем возникновении (первые дни или месяцы жизни) характерных симптомов, появление которых в большинстве случаев не связано с соматическими и неврологическими заболеваниями в послеродовом периоде. В случае возникновения вегетативной дисфункции, эмоциональных и поведенческих расстройств после перенесенных экзогенных заболеваний имеется четкая причинно-следственная связь между этими состояниями. Кроме того, в таких случаях часто встречается различной степени выраженности задержка психомоторного развития, которая не характерна для синдрома истинной невропатии.

Различные вегетативные и поведенческие расстройства могут встречаться у детей, даже первых месяцев жизни, после психо-травмирующих воздействий (обычно при внезапном изменении внешней обстановки). Здесь также существенную роль играет анализ причинно-следственных отношений.

Течение и прогноз. С увеличением возраста ребенка клинические проявления невропатии видоизменяются, что в определенной степени зависит от формы данной патологии. Лишь в единичных случаях к дошкольному периоду жизни исчезают все психоневрологические расстройства и ребенок становится практически здоровым. У него нередко выявляются различные вегетативно-сосудистые расстройства и эмоционально-поведенческие изменения, нарушения со стороны двигательной сферы и постепенно формируются конкретные формы неврозов (в том числе патологические привычки детского возраста) или неврозоподобные состояния. При длительной сохранности клинических проявлений невропатии создается фон для формирования психопатий.

У детей с синдромом истинной невропатии вегетативные нарушения в большинстве случаев регрессируют, а на первый план выступают психические отклонения в виде повышенной аффективной возбудимости в сочетании с истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, пугливостью, склонностью к недифференцированным страхам. На этом фоне под влиянием острых или хронических психотравмирующих конфликтных ситуаций часто возникали системные или общие неврозы в виде тиков, заикания, энуреза, энкопреза и др.

У больных органической невропатией в возрасте 4-б лет преимущественно наблюдаются вегетативно-сосудистые расстройства, синдром двигательной расторможенности (гиперактивности) и неврозоподобные состояния моносимптомного характера. По нашим данным, весьма характерна трансформация вегетативно-сосудистых нарушений в более очерченный синдром вегетативной дисто-нии. Так, на третьем году жизни часто возникают вегетативные пароксизмы во время сна (ночные страхи и ночные кошмары) или в бодрствующем состоянии (например, обмороки). К концу дошкольного возраста такие дети часто жаловались на болевые ощущения в области сердца, живота, периодически у них наступали нарушения дыхания. Постепенно к среднему школьному возрасту развивается вегетативная дистония с наличием постоянных (чаще) или пароксизмальных нарушений.

В более ранние сроки возникает синдром двигательной расторможенности (гиперактивности), который становится заметным уже на втором году жизни. Он проявляется необузданностью поведения, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, частой переключаемостью на другие виды деятельности, отсутствием целенаправленности, инертностью и быстрой истощаемостью психических процессов.

Моносимптомные расстройства на фоне органической невропатии по внешним проявлениям аналогичны таковым при истинной невропатии (энурез, энкопрез,тики, заикание), но механизм их возникновения различный. При этом главную роль играют не психо-травмирующие факторы, а соматические заболевания. Истинные неврозы у этих детей возникают относительно редко.

При синдроме невропатии смешанного характера часто появляются аффективные респираторные припадки, различные виды реакций протеста. Такие дети повышенно возбудимы, эгоцентричны, они проявляют патологическую упрямость и капризность при достижении своих желаний. Отмечено также, что у них отсутствует соответствие между слабо представленными органическими неврологическими расстройствами и четко выраженными невропатическими нарушениями.

Лечение. При лечение ранней детской нервности независимо от ее клинических форм первостепенное значение имеет организация правильного режима и воспитания ребенка. Это прежде всего касается кормления и сна, которые должны осуществляться в одно и то же время. Однако ребенок из-за выраженного беспокойства и вегетативных нарушений часто выходит из определенного режима. Поэтому следует по возможности выявить различные моменты, которые вызывают беспокойство и плач, и попытаться их устранить. Если же у ребенка после кормления возникают частые сры-гивания, рвота и постепенно развивается отвращение к еде, то не следует кормить его насильно. Это только усугубит нежелательные проявления. В таких случаях следует кормить реже, чтобы возникло чувство голода. Необходимо также избегать перевозбуждения детей, особенно перед сном. Отношение к ребенку должно быть спокойным, требовательным - соответственно возрасту. Излишние раздражители, в том числе изобилие игрушек, стремление дать ему максимум положительных эмоций только усугубляют невропатические нарушения. Когда же с возрастом возникают страхи, постоянная привязанность только к одному члену семьи (чаще к матери), не следует пугать его, насильно от себя отталкивать, а лучше воспитывать мужество, стойкость, постепенно приучать к самостоятельности и преодолению трудностей.

Медикаментозное лечение назначается при необходимости врачом, включает общеукрепляющие средства и седативные препараты, в том числе и ноофен. Следует широко использовать водные процедуры (ванны, плавание, души, обтирания), занятия вместе со взрослым гигиенической гимнастикой.