Один дома. Самостоятельность или безопасность? Мнения родителей
Пожалуй, всем родителям знакома ситуация, когда нужно выйти из дома на пару часов, оставив ребенка в одиночестве. Некоторые мамы уходят спокойно, будучи уверенными в самостоятельности ребенка, а другие не находят себе места, ежеминутно названивая 10-летнему чаду. Когда и насколько можно оставлять детей дома одних? Как обеспечить безопасность ребенка и подготовить их к этому событию?
Оставляем ребенка без присмотра – когда?
Специалисты утверждают, что оптимальный возраст для такого рода самостоятельности – семь лет. Будущий школьник уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя делать, пользуется телефоном и выполняет родительские указания. Но семилетие – всего лишь приблизительный ориентир. Необходимо учитывать и детскую индивидуальность: темперамент, особенности поведения, импульсивность и уровень развития бытовых навыков.
Не нужно предоставлять самому себе 5-6-летних детей, какими бы независимыми они не казались. Первое впечатление зачастую оказывается неверным, а кажущийся таким рассудительным малыш способен растеряться в форс-мажорной ситуации. Специалисты советуют полагаться в этом решении не на детский возраст, а исключительно на материнское чутье и женскую интуицию.
Что говорят об этом законы РФ?
Во многих странах Европы оставление в одиночестве малолетних детей, которым еще не исполнилось 12 лет, может привести к изъятию их социальной службой. В некоторых штатах США подростков до 14 лет необходимо брать с собой или вызывать на дом няню на период вашего отсутствия.
Российское законодательство не предусматривает особых ограничений и четких возрастных границ, по достижению которых взрослые могут оставить ребенка без присмотра. В любом случае, только на вас лежит вся полнота ответственности и именно вам решать, когда стоит приучать малышей к независимости.
Проверка на самостоятельность
- Ребенок занимается своими делами полтора-два часа и не дергает родных каждые пять минут.
- Не пугается темноты и замкнутого пространства: играет в детской за закрытой дверью и способен заснуть без света.
- Знает границы дозволенного и правила безопасного поведения, ему не нужно повторять, почему нельзя подходить к окну или разговаривать с незнакомцами.
- Уверенно пользуется средствами связи: домашним и мобильным телефоном, «аськой», скайпом.
- Вы поручаете ему определенные обязанности (убираться в комнате, застилать кровать, ухаживать ), с которыми он успешно справляется.
- Вы не контролируете каждый его шаг, напоминая постоянно о том, что необходимо собирать игрушки и ложиться спать.
- Он знает номера экстренных служб и осознает ответственность за ложный вызов.
- Может обратиться за помощью к соседям и другим близким людям в случае возникновения какой-либо проблемы.
- Не обижается, что мама оставляет его в одиночестве, и понимает причину вашей занятости.
- Он мечтает стать взрослым и независимым человеком.
Если вы набрали восемь плюсов из 10, значит, ваши дети готовы к недолгому одиночеству и не нуждаются в ежесекундном контроле.
Поостерегитесь оставлять вашего отпрыска одного, если вы ответили «нет» на большинство пунктов, а также если он:
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
- болеет – высокая температура, рвота, приступы хронических болезней (астмы, эпилепсии) представляют серьезную угрозу для жизни;
- малыш с «особыми нуждами» (аутизм, умственная отсталость, ДЦП);
- излишне любопытен, шкодлив, непослушен, гиперактивен;
- доверчив по отношению к чужим людям;
- боязлив и впечатлителен, впадает в панику из-за громкого шума, неожиданных визитеров и звонков.
Техника домашней безопасности
Поступки оставленного в одиночестве ребенка трудно предугадать, ведь им может руководить страх, любознательность и любовь к экспериментам. Следовательно, необходимо установить правила безопасного поведения и отрепетировать с детьми буквально каждый их шаг, одновременно не перегружая их лишними инструкциями. Тогда вы сможете выйти из квартиры со спокойной душой.
Как подготовить детей?
- Готовьте заранее. С четырех лет оставляйте ребенка одного в детской на полчаса, изредка подглядывая за ним. В совместной деятельности предоставляйте больше свободы, позволяя выбирать занятия по душе.
- Начните с малого. В первый раз оставьте малыша на 15-20 минут, отправившись в магазин или на прогулку с собакой. Постепенно увеличивайте время отлучки: сначала полчаса, затем час. В восьми годам школьник может оставаться максимум на полтора часа.
- Приходите вовремя. Будьте пунктуальными – обещали вернуться в 18.00, значит, необходимо прийти домой ровно в шесть вечера. У младших школьников уже появляются опасения за жизнь близких людей. А еще, ваша пунктуальность – замечательный пример для детей.
- Не наказывайте за беспорядок. Заполучив всю квартиру в полное распоряжение, ребенок может устроить себе приключение или станет подражать маме или папе. Не удивляйтесь, обнаружив свою помаду на губах у дочери.
- Не уходите от спящего малыша. Не «сбегайте» во время дневного сна, даже если раньше ребенок охотно сидел один дома. Несмотря на то, что вы предупреждали о своей отлучке заранее, спросонья он забудет об этом и испугается, не обнаружив в квартире никого из родных.
- Придумайте занятие. Не оставляйте детей в одиночестве, заранее не предложив им интересное развлечение. Приобретите раскраски с фломастерами, пазлы, набор для моделирования, скачайте мультики или развивающие программы для ноутбука. Если ребенок заскучает, есть вероятность, что он набезобразничает или навредит себе.
- Интересуйтесь, чем он занимался. Вернувшись домой, обратите внимание сначала на ребенка, обнимите, поцелуйте, а уже потом занимайтесь уборкой или ужином. Спросите, что он делал, не приходил ли кто. Похвалите за смелость и обязательно компенсируйте ваше отсутствие чтением книги, совместной игрой или прогулкой.
Дети, оставаясь одни в квартире, обзаводятся бесценным опытом: учатся себя занимать, правильно распределять время и борются с собственными страхами. Эти важные качества обязательно пригодятся, когда они повзрослеют. Научите ребенка соблюдать все меры предосторожности, и тогда вы будете оставлять его со спокойным сердцем.
О том, как обучить ребенка самостоятельности, но не подвергнуть опасности, расскажет детский психолог Юлия Ульянова:
«Дискуссии TUT» детский психолог Анастасия Шепель:
Один дома: можно ли научить ребенка правилам безопасности?
Перед всеми родителями рано или поздно встает вопрос, с какого возраста ребенок становится достаточно взрослым, чтобы его можно было оставлять дома одного.
Разрешать самому ходить в школу, и без провожатых из нее возвращаться. Вопрос не из легких, и чтобы правильно в нем разобраться, попробуем рассмотреть проблему с нескольких сторон, поскольку у каждой семьи разные окружающие их обстоятельства.
Для более профессионального решения этого вопроса, заручимся поддержкой специалистов в области детской психологии и рассмотрим некоторые их рекомендации:
Со скольки лет можно оставлять одного по закону
Как узнать можно ли оставлять ребенка одного дома?
Как привить самостоятельность
Но сначала давайте узнаем, что говорит закон, и сравним с законами других стран.
СО СКОЛЬКИ ЛЕТ МОЖНО ОСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА ОДНОГО ДОМА ПО ЗАКОНУ
В России принятый законодательно возрастной ценз нахождение детей одних дома начинается с 14 лет. Отчасти это связано с отсутствием ответственности (в 14 лет в России получают паспорт), а с другой стороны – в этом можно усмотреть некий смысл с точки зрения детской безопасности.
В Украине действует аналогичное возрастное ограничение, до 14 лет должен быть под присмотром, но власти пошли несколько по иному пути, вводя запрет нахождения малыша в одиночестве по месту регистрации и по месту фактического нахождения. То есть, дома он может находиться один с 14 лет, а вот где-то в гостях – только с 16-ти.
В этом случае резон тоже есть – он касается и безопасности, и привязки к возрастному ограничению на нахождение на улице в разных районах (областях и других территориальных единицах).
Белоруссия, в принципе, идет теми же критериями, что Украина и Россия (здесь сказывается единое прошлое Советского Союза и единая же система педагогики, дошкольного и школьного воспитания). Нельзя оставлять без присмотра до 14 лет (в городах), а в сельских районах – до 12-ти.
Европейские страны, считающие себя наиболее цивилизованными, разрешают детям с 16 лет быть дома одним. Правда в Великобритании возрастные ограничения существуют до 15 лет, а в небольших странах (Люксембург, Лихтенштейн) до 14 лет.
США… Здесь все меняется от штата к штату: в основу положен законодательный акт, который четко прописывает запрет быть одному дома, если подростку меньше 15 лет. В отдельных штатах возраст увеличен до 16-17. Но особым образом обходятся в штате Невада, где не достигшим совершеннолетия (в США 21 год), нельзя не только быть без присмотра дома, но и выходить на улицу позже 21.00.
Страны востока в этом отношении разительно отличаются, потому что там и совершеннолетие наступает раньше, и традиции чтят, и сильна в азиатах тяга к самостоятельности.
Для примера возьмем:
Япония – ровняется на Европу, ограничения по возрасту такие же (до 14 лет), но традиционно мужчиной принято считать мальчиков с 12 лет, а женщинами – девочек с 11 лет;
Индия – самые низкие по возрасту показатели (с 8-10 лет, в зависимости от провинции). Это при том, что современное индийское общество признает браки 12-13-летних девочек и мальчиков.
КАК УЗНАТЬ МОЖНО ЛИ УЖЕ ОСТАВЛЯТЬ ОДНОГО?
Понять «созрел» ли ваш ребенок до некоторой самостоятельности, можно понаблюдав за ним в течение некоторого времени, выясняя, как он ведет себя в следующих ситуациях:
играя самостоятельно, как часто он пытается привлечь ваше внимание к себе;
ищет ли он вас, когда вы находитесь в противоположном конце квартиры, дома;
как ведет себя, если в комнате закрыта дверь;
в состоянии ли он, без подсказок - чистить зубы, убирать за собой на кухне, в комнате, застелить постель;
не боится ли засыпать с погашенным светом.
Если после своих наблюдений, вы приходите к выводу, что из вышеперечисленного многие пункты далеки от совершенства, то значит пора просто-напросто привить их.
КАК ПРИВИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Только самостоятельного ребенка можно оставить дома одного. Психологи советуют начинать этот процесс с 5-6 лет. Если вы пропустили этот период и теперь перед вами стал вопрос, что делать, дитя боится быть дома без взрослых. Прочтите рекомендации, а главное, постарайтесь их воплотить.
Постепенно, не сразу давайте малышу немного больше свободы, не следите за каждым действием. Оставляйте его одного в комнате, сами же находитесь в другой – это сформирует у него чувство, что он сам, но вы все равно где-то рядом, недалеко от него. Позволяйте ему обслуживать самого себя во время обеда, налить себе молока, отрезать хлеба, положить кашу или суп в тарелку и т. д.
Определите четкие границы поведения, то есть, что можно делать, а что ни при каких обстоятельствах делать нельзя, как то: играть с огнем, электроинструментами, общаться с незнакомыми людьми.
Одновременно с этим, учите его пользоваться телефоном, элементарным кулинарным рецептам, как разогреть еду в микроволновой печи. Удостоверившись, что информация прочно усвоена и успешно применяется на практике, определитесь в главном вопросе: хочет ли ребятенок оставаться.
Сначала оставляйте на небольшие промежутки времени, и со временем вы увидите, что ваш ребенок уже сам в состоянии о себе позаботиться.
Наверное, все родители побывали в такой ситуации, когда им необходимо было внезапно отлучиться из дома, оставив ребёнка в гордом одиночестве. Только кто-то уходит со спокойной душой, будучи уверенным в его самостоятельности, а другие полны сомнений, даже если дома ждёт школьник. Так когда же ребёнок может оставаться один в квартире? Каким образом его можно подготовить к столь важному событию?
Нельзя дать чёткий ответ на эти вопросы: один ребёнок и в четыре года уже может занять себя на долгое время, а другой и в десять лет не способен оставаться без присмотра взрослых даже на полчаса. Но если вы не хотите опекать своих детей всю жизнь, нужно вовремя предоставить им хоть немного самостоятельности.
Нельзя оставлять в одиночестве маленьких детей, пусть даже на очень короткое время. У младенцев и малышей до трёх лет иное чувство времени, чем у взрослых. Час – это совсем мало для мамы, но для малыша он длится целую вечность, и даже это ваше короткое отсутствие может привести к беде. А начинать лучше с 6-летнего возраста, когда дети хотят почувствовать себя независимыми. Помните, чем дольше вы контролируете любой шаг ребёнка, тем сильнее он хочет остаться в одиночестве, чтобы нарушить какой-нибудь ваш запрет.
Как понять, готов ли ребёнок остаться один дома?
Ответы на следующие вопросы помогут понять, достаточно ли самостоятельны ваши дети, чтобы на некоторое время оставить их одних дома.
- Есть ли у вас соседи или близкие друзья, которые смогут помочь ребёнку в случае возникновения чрезвычайной ситуации?
- Сохраняет ли он спокойствие в сложных ситуациях или склонен реагировать эмоционально?
- Привык ли он следовать правилам, установленным в доме?
- Хорошо ли он справляется со своими домашними обязанностями?
- Знает ли он, как правильно и, главное, безопасно вести себя дома?
- Правильно ли он реагирует на незнакомых людей?
Утвердительные ответы на все вопросы повышают вероятность того, что ребёнок может побыть один дома, по крайней мере, непродолжительное время. Впрочем, и в этом решении полагайтесь на интуицию и материнское чутье.
Как подготовить ребёнка?
Готовьте ребёнка заранее. И начните с дошкольного возраста. Примерно с 4-5 лет оставляйте малыша одного в детской на 20 минут, стараясь не «следить» за ним. При совместных занятиях давайте ему максимум свободы, чтобы он привыкал к свободе и мог сам себя занять. Если малыш способен выбрать себе занятие по душе, то родителям можно не беспокоиться, что вместо игры он предпочтет опасное занятие.
Начните с малого. Сначала оставьте ребёнка дома на 15 минут, пока гуляете с собакой или выбежали в магазин. Вернувшись домой, постарайтесь не ругать ребёнка за устроенный беспорядок. Ведь заполучив квартиру в единоличное пользование, дети обязательно попробуют подражать взрослым. Так что есть вероятность, например, обнаружить вашу косметику на личике дочери.
Повторите правила. Убедитесь, что ребёнок твердо знает, чем можно, а чем нельзя заниматься, когда вас нет дома. Например, ему можно смотреть телевизор, читать книгу, играть в куклы или машинки. Постарайтесь установить минимум запретов, но они должны быть абсолютными:
- Нельзя открывать двери никому, даже если это знакомые люди. Объясните, что ключи от квартиры есть у всех членов семьи.
- Нельзя незнакомцам говорить по телефону, что он сейчас находится один дома, а взрослые придут только через пару часов. Научите его отвечать приблизительно так: «Родители сейчас заняты и не могут подойти к телефону. Пожалуйста, перезвоните через два часа». Кстати, в этом случае вам даже не придётся учить ребенка обманывать. Подумайте, может стоит вообще отключить домашний телефон перед уходом?
- Не стоит подходить к окнам и балкону. Не открывайте перед уходом большие окна, даже если на улице жарко. Ограничьтесь маленькими форточками. Окна лучше оснастить задвижками, открыть которые смогут только взрослые.
- Запретите играть с электрическими приборами: феном, пылесосом, стиральной машиной.
Подготовьтесь к чрезвычайным ситуациям. Ребёнок должен заучить, как правильно вести себя в возможной чрезвычайной ситуации. Убедитесь, что номера аварийных служб записаны на видном месте, а также подготовьте лаконичные инструкции, как отвечать на вопросы их операторов. Кроме того, проверьте, знает ли ребёнок свой номер мобильного телефона и номера других взрослых, с которыми можно связаться. Если ребёнок ещё плохо знает цифры, настройте в его мобильном кнопки быстрого вызова.
Разыгрывайте сценарии. Обсудите и проиграйте возможные сценарии: в квартире отключили электричество; ребёнок почувствовал запах дыма; он проголодался и хочет разогреть завтрак; в дверь стучится незнакомец; кто-то позвонил и просит вас подойти к телефону. Обсуждайте ненавязчиво, чтобы не внушить детям страх остаться одному в квартире, где так много всего пугающего.
Постарайтесь прийти вовремя. Родителям очень важно выполнить данное обещание и вернуться домой вовремя. Допустим, вы сказали, что придёте домой в 17.00, значит, нужно вернуться точно в пять часов вечера и ни минутой позже. Во-первых, у детей младшего школьного возраста появляются опасения за жизнь родных и близких. Во-вторых, ваша точность станет хорошим примером, и уже ребёнок в дальнейшем будет вовремя возвращаться с прогулки.
Когда ребёнка нельзя оставлять одного дома?
- Он болен. Если рядом нет взрослых, повышение температуры, рвота, удушье могут быть опасны для жизни.
- У него случаются приступы хронической болезни (эпилепсии, астмы и т. д.).
- Если это ребёнок с «особыми потребностями» (например, аутист) и в случае возникновения чрезвычайно ситуации не сможет попросить о помощи.
- Он слишком любознателен (или даже шкодлив) и способен за очень короткое время перевернуть всю квартиру вверх дном. Оставив его дома даже на двадцать минут, вы рискуете обнаружить разобранный компьютер и постриженного кота.
- Он слишком доверчив. Такой ребёнок может запросто открыть дверь незнакомому человеку, если тот представится полицейским или знакомым мамы или папы.
- Он очень пуглив и излишне впечатлителен, легко может впасть в паническое состояние из-за природного явления (гроза) или чрезвычайной ситуации (отключение электричества).
Оставаясь одни дома, дети приобретают очень ценный опыт и учатся быть самостоятельными: занимать себя, не бояться оставаться в одиночестве и правильно планировать собственное время. Все эти необходимые качества обязательно понадобятся им во взрослой жизни. Однако нужно научить своего ребёнка всем необходимым мерам безопасности, чтобы оставлять его одного со спокойной душой.