Один дома. Самостоятельность или безопасность? Мнения родителей

Пожалуй, всем родителям знакома ситуация, когда нужно выйти из дома на пару часов, оставив ребенка в одиночестве. Некоторые мамы уходят спокойно, будучи уверенными в самостоятельности ребенка, а другие не находят себе места, ежеминутно названивая 10-летнему чаду. Когда и насколько можно оставлять детей дома одних? Как обеспечить безопасность ребенка и подготовить их к этому событию?

Оставляем ребенка без присмотра – когда?

Специалисты утверждают, что оптимальный возраст для такого рода самостоятельности – семь лет. Будущий школьник уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя делать, пользуется телефоном и выполняет родительские указания. Но семилетие – всего лишь приблизительный ориентир. Необходимо учитывать и детскую индивидуальность: темперамент, особенности поведения, импульсивность и уровень развития бытовых навыков.

Не нужно предоставлять самому себе 5-6-летних детей, какими бы независимыми они не казались. Первое впечатление зачастую оказывается неверным, а кажущийся таким рассудительным малыш способен растеряться в форс-мажорной ситуации. Специалисты советуют полагаться в этом решении не на детский возраст, а исключительно на материнское чутье и женскую интуицию.

Что говорят об этом законы РФ?

Во многих странах Европы оставление в одиночестве малолетних детей, которым еще не исполнилось 12 лет, может привести к изъятию их социальной службой. В некоторых штатах США подростков до 14 лет необходимо брать с собой или вызывать на дом няню на период вашего отсутствия.

Российское законодательство не предусматривает особых ограничений и четких возрастных границ, по достижению которых взрослые могут оставить ребенка без присмотра. В любом случае, только на вас лежит вся полнота ответственности и именно вам решать, когда стоит приучать малышей к независимости.

Проверка на самостоятельность

  1. Ребенок занимается своими делами полтора-два часа и не дергает родных каждые пять минут.
  2. Не пугается темноты и замкнутого пространства: играет в детской за закрытой дверью и способен заснуть без света.
  3. Знает границы дозволенного и правила безопасного поведения, ему не нужно повторять, почему нельзя подходить к окну или разговаривать с незнакомцами.
  4. Уверенно пользуется средствами связи: домашним и мобильным телефоном, «аськой», скайпом.
  5. Вы поручаете ему определенные обязанности (убираться в комнате, застилать кровать, ухаживать ), с которыми он успешно справляется.
  6. Вы не контролируете каждый его шаг, напоминая постоянно о том, что необходимо собирать игрушки и ложиться спать.
  7. Он знает номера экстренных служб и осознает ответственность за ложный вызов.
  8. Может обратиться за помощью к соседям и другим близким людям в случае возникновения какой-либо проблемы.
  9. Не обижается, что мама оставляет его в одиночестве, и понимает причину вашей занятости.
  10. Он мечтает стать взрослым и независимым человеком.

Если вы набрали восемь плюсов из 10, значит, ваши дети готовы к недолгому одиночеству и не нуждаются в ежесекундном контроле.

Поостерегитесь оставлять вашего отпрыска одного, если вы ответили «нет» на большинство пунктов, а также если он:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • болеет – высокая температура, рвота, приступы хронических болезней (астмы, эпилепсии) представляют серьезную угрозу для жизни;
  • малыш с «особыми нуждами» (аутизм, умственная отсталость, ДЦП);
  • излишне любопытен, шкодлив, непослушен, гиперактивен;
  • доверчив по отношению к чужим людям;
  • боязлив и впечатлителен, впадает в панику из-за громкого шума, неожиданных визитеров и звонков.

Техника домашней безопасности

Поступки оставленного в одиночестве ребенка трудно предугадать, ведь им может руководить страх, любознательность и любовь к экспериментам. Следовательно, необходимо установить правила безопасного поведения и отрепетировать с детьми буквально каждый их шаг, одновременно не перегружая их лишними инструкциями. Тогда вы сможете выйти из квартиры со спокойной душой.

Как подготовить детей?

  1. Готовьте заранее. С четырех лет оставляйте ребенка одного в детской на полчаса, изредка подглядывая за ним. В совместной деятельности предоставляйте больше свободы, позволяя выбирать занятия по душе.
  2. Начните с малого. В первый раз оставьте малыша на 15-20 минут, отправившись в магазин или на прогулку с собакой. Постепенно увеличивайте время отлучки: сначала полчаса, затем час. В восьми годам школьник может оставаться максимум на полтора часа.
  3. Приходите вовремя. Будьте пунктуальными – обещали вернуться в 18.00, значит, необходимо прийти домой ровно в шесть вечера. У младших школьников уже появляются опасения за жизнь близких людей. А еще, ваша пунктуальность – замечательный пример для детей.
  4. Не наказывайте за беспорядок. Заполучив всю квартиру в полное распоряжение, ребенок может устроить себе приключение или станет подражать маме или папе. Не удивляйтесь, обнаружив свою помаду на губах у дочери.
  5. Не уходите от спящего малыша. Не «сбегайте» во время дневного сна, даже если раньше ребенок охотно сидел один дома. Несмотря на то, что вы предупреждали о своей отлучке заранее, спросонья он забудет об этом и испугается, не обнаружив в квартире никого из родных.
  6. Придумайте занятие. Не оставляйте детей в одиночестве, заранее не предложив им интересное развлечение. Приобретите раскраски с фломастерами, пазлы, набор для моделирования, скачайте мультики или развивающие программы для ноутбука. Если ребенок заскучает, есть вероятность, что он набезобразничает или навредит себе.
  7. Интересуйтесь, чем он занимался. Вернувшись домой, обратите внимание сначала на ребенка, обнимите, поцелуйте, а уже потом занимайтесь уборкой или ужином. Спросите, что он делал, не приходил ли кто. Похвалите за смелость и обязательно компенсируйте ваше отсутствие чтением книги, совместной игрой или прогулкой.

Дети, оставаясь одни в квартире, обзаводятся бесценным опытом: учатся себя занимать, правильно распределять время и борются с собственными страхами. Эти важные качества обязательно пригодятся, когда они повзрослеют. Научите ребенка соблюдать все меры предосторожности, и тогда вы будете оставлять его со спокойным сердцем.

О том, как обучить ребенка самостоятельности, но не подвергнуть опасности, расскажет детский психолог Юлия Ульянова:

«Дискуссии TUT» детский психолог Анастасия Шепель:

Один дома: можно ли научить ребенка правилам безопасности?

Перед всеми родителями рано или поздно встает вопрос, с какого возраста ребенок становится достаточно взрослым, чтобы его можно было оставлять дома одного.

Разрешать самому ходить в школу, и без провожатых из нее возвращаться. Вопрос не из легких, и чтобы правильно в нем разобраться, попробуем рассмотреть проблему с нескольких сторон, поскольку у каждой семьи разные окружающие их обстоятельства.
Для более профессионального решения этого вопроса, заручимся поддержкой специалистов в области детской психологии и рассмотрим некоторые их рекомендации:
Со скольки лет можно оставлять одного по закону
Как узнать можно ли оставлять ребенка одного дома?
Как привить самостоятельность
Но сначала давайте узнаем, что говорит закон, и сравним с законами других стран.
СО СКОЛЬКИ ЛЕТ МОЖНО ОСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА ОДНОГО ДОМА ПО ЗАКОНУ
В России принятый законодательно возрастной ценз нахождение детей одних дома начинается с 14 лет. Отчасти это связано с отсутствием ответственности (в 14 лет в России получают паспорт), а с другой стороны – в этом можно усмотреть некий смысл с точки зрения детской безопасности.
В Украине действует аналогичное возрастное ограничение, до 14 лет должен быть под присмотром, но власти пошли несколько по иному пути, вводя запрет нахождения малыша в одиночестве по месту регистрации и по месту фактического нахождения. То есть, дома он может находиться один с 14 лет, а вот где-то в гостях – только с 16-ти.
В этом случае резон тоже есть – он касается и безопасности, и привязки к возрастному ограничению на нахождение на улице в разных районах (областях и других территориальных единицах).
Белоруссия, в принципе, идет теми же критериями, что Украина и Россия (здесь сказывается единое прошлое Советского Союза и единая же система педагогики, дошкольного и школьного воспитания). Нельзя оставлять без присмотра до 14 лет (в городах), а в сельских районах – до 12-ти.
Европейские страны, считающие себя наиболее цивилизованными, разрешают детям с 16 лет быть дома одним. Правда в Великобритании возрастные ограничения существуют до 15 лет, а в небольших странах (Люксембург, Лихтенштейн) до 14 лет.
США… Здесь все меняется от штата к штату: в основу положен законодательный акт, который четко прописывает запрет быть одному дома, если подростку меньше 15 лет. В отдельных штатах возраст увеличен до 16-17. Но особым образом обходятся в штате Невада, где не достигшим совершеннолетия (в США 21 год), нельзя не только быть без присмотра дома, но и выходить на улицу позже 21.00.
Страны востока в этом отношении разительно отличаются, потому что там и совершеннолетие наступает раньше, и традиции чтят, и сильна в азиатах тяга к самостоятельности.
Для примера возьмем:
Япония – ровняется на Европу, ограничения по возрасту такие же (до 14 лет), но традиционно мужчиной принято считать мальчиков с 12 лет, а женщинами – девочек с 11 лет;
Индия – самые низкие по возрасту показатели (с 8-10 лет, в зависимости от провинции). Это при том, что современное индийское общество признает браки 12-13-летних девочек и мальчиков.
КАК УЗНАТЬ МОЖНО ЛИ УЖЕ ОСТАВЛЯТЬ ОДНОГО?
Понять «созрел» ли ваш ребенок до некоторой самостоятельности, можно понаблюдав за ним в течение некоторого времени, выясняя, как он ведет себя в следующих ситуациях:
играя самостоятельно, как часто он пытается привлечь ваше внимание к себе;
ищет ли он вас, когда вы находитесь в противоположном конце квартиры, дома;
как ведет себя, если в комнате закрыта дверь;
в состоянии ли он, без подсказок - чистить зубы, убирать за собой на кухне, в комнате, застелить постель;
не боится ли засыпать с погашенным светом.
Если после своих наблюдений, вы приходите к выводу, что из вышеперечисленного многие пункты далеки от совершенства, то значит пора просто-напросто привить их.
КАК ПРИВИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Только самостоятельного ребенка можно оставить дома одного. Психологи советуют начинать этот процесс с 5-6 лет. Если вы пропустили этот период и теперь перед вами стал вопрос, что делать, дитя боится быть дома без взрослых. Прочтите рекомендации, а главное, постарайтесь их воплотить.
Постепенно, не сразу давайте малышу немного больше свободы, не следите за каждым действием. Оставляйте его одного в комнате, сами же находитесь в другой – это сформирует у него чувство, что он сам, но вы все равно где-то рядом, недалеко от него. Позволяйте ему обслуживать самого себя во время обеда, налить себе молока, отрезать хлеба, положить кашу или суп в тарелку и т. д.
Определите четкие границы поведения, то есть, что можно делать, а что ни при каких обстоятельствах делать нельзя, как то: играть с огнем, электроинструментами, общаться с незнакомыми людьми.
Одновременно с этим, учите его пользоваться телефоном, элементарным кулинарным рецептам, как разогреть еду в микроволновой печи. Удостоверившись, что информация прочно усвоена и успешно применяется на практике, определитесь в главном вопросе: хочет ли ребятенок оставаться.
Сначала оставляйте на небольшие промежутки времени, и со временем вы увидите, что ваш ребенок уже сам в состоянии о себе позаботиться.

Наверное, все родители побывали в такой ситуации, когда им необходимо было внезапно отлучиться из дома, оставив ребёнка в гордом одиночестве. Только кто-то уходит со спокойной душой, будучи уверенным в его самостоятельности, а другие полны сомнений, даже если дома ждёт школьник. Так когда же ребёнок может оставаться один в квартире? Каким образом его можно подготовить к столь важному событию?

Нельзя дать чёткий ответ на эти вопросы: один ребёнок и в четыре года уже может занять себя на долгое время, а другой и в десять лет не способен оставаться без присмотра взрослых даже на полчаса. Но если вы не хотите опекать своих детей всю жизнь, нужно вовремя предоставить им хоть немного самостоятельности.

Нельзя оставлять в одиночестве маленьких детей, пусть даже на очень короткое время. У младенцев и малышей до трёх лет иное чувство времени, чем у взрослых. Час – это совсем мало для мамы, но для малыша он длится целую вечность, и даже это ваше короткое отсутствие может привести к беде. А начинать лучше с 6-летнего возраста, когда дети хотят почувствовать себя независимыми. Помните, чем дольше вы контролируете любой шаг ребёнка, тем сильнее он хочет остаться в одиночестве, чтобы нарушить какой-нибудь ваш запрет.

Как понять, готов ли ребёнок остаться один дома?

Ответы на следующие вопросы помогут понять, достаточно ли самостоятельны ваши дети, чтобы на некоторое время оставить их одних дома.

  1. Есть ли у вас соседи или близкие друзья, которые смогут помочь ребёнку в случае возникновения чрезвычайной ситуации?
  2. Сохраняет ли он спокойствие в сложных ситуациях или склонен реагировать эмоционально?
  3. Привык ли он следовать правилам, установленным в доме?
  4. Хорошо ли он справляется со своими домашними обязанностями?
  5. Знает ли он, как правильно и, главное, безопасно вести себя дома?
  6. Правильно ли он реагирует на незнакомых людей?

Утвердительные ответы на все вопросы повышают вероятность того, что ребёнок может побыть один дома, по крайней мере, непродолжительное время. Впрочем, и в этом решении полагайтесь на интуицию и материнское чутье.

Как подготовить ребёнка?

Готовьте ребёнка заранее. И начните с дошкольного возраста. Примерно с 4-5 лет оставляйте малыша одного в детской на 20 минут, стараясь не «следить» за ним. При совместных занятиях давайте ему максимум свободы, чтобы он привыкал к свободе и мог сам себя занять. Если малыш способен выбрать себе занятие по душе, то родителям можно не беспокоиться, что вместо игры он предпочтет опасное занятие.

Начните с малого. Сначала оставьте ребёнка дома на 15 минут, пока гуляете с собакой или выбежали в магазин. Вернувшись домой, постарайтесь не ругать ребёнка за устроенный беспорядок. Ведь заполучив квартиру в единоличное пользование, дети обязательно попробуют подражать взрослым. Так что есть вероятность, например, обнаружить вашу косметику на личике дочери.

Повторите правила. Убедитесь, что ребёнок твердо знает, чем можно, а чем нельзя заниматься, когда вас нет дома. Например, ему можно смотреть телевизор, читать книгу, играть в куклы или машинки. Постарайтесь установить минимум запретов, но они должны быть абсолютными:

  • Нельзя открывать двери никому, даже если это знакомые люди. Объясните, что ключи от квартиры есть у всех членов семьи.
  • Нельзя незнакомцам говорить по телефону, что он сейчас находится один дома, а взрослые придут только через пару часов. Научите его отвечать приблизительно так: «Родители сейчас заняты и не могут подойти к телефону. Пожалуйста, перезвоните через два часа». Кстати, в этом случае вам даже не придётся учить ребенка обманывать. Подумайте, может стоит вообще отключить домашний телефон перед уходом?
  • Не стоит подходить к окнам и балкону. Не открывайте перед уходом большие окна, даже если на улице жарко. Ограничьтесь маленькими форточками. Окна лучше оснастить задвижками, открыть которые смогут только взрослые.
  • Запретите играть с электрическими приборами: феном, пылесосом, стиральной машиной.

Подготовьтесь к чрезвычайным ситуациям. Ребёнок должен заучить, как правильно вести себя в возможной чрезвычайной ситуации. Убедитесь, что номера аварийных служб записаны на видном месте, а также подготовьте лаконичные инструкции, как отвечать на вопросы их операторов. Кроме того, проверьте, знает ли ребёнок свой номер мобильного телефона и номера других взрослых, с которыми можно связаться. Если ребёнок ещё плохо знает цифры, настройте в его мобильном кнопки быстрого вызова.

Разыгрывайте сценарии. Обсудите и проиграйте возможные сценарии: в квартире отключили электричество; ребёнок почувствовал запах дыма; он проголодался и хочет разогреть завтрак; в дверь стучится незнакомец; кто-то позвонил и просит вас подойти к телефону. Обсуждайте ненавязчиво, чтобы не внушить детям страх остаться одному в квартире, где так много всего пугающего.

Постарайтесь прийти вовремя. Родителям очень важно выполнить данное обещание и вернуться домой вовремя. Допустим, вы сказали, что придёте домой в 17.00, значит, нужно вернуться точно в пять часов вечера и ни минутой позже. Во-первых, у детей младшего школьного возраста появляются опасения за жизнь родных и близких. Во-вторых, ваша точность станет хорошим примером, и уже ребёнок в дальнейшем будет вовремя возвращаться с прогулки.

Когда ребёнка нельзя оставлять одного дома?

  1. Он болен. Если рядом нет взрослых, повышение температуры, рвота, удушье могут быть опасны для жизни.
  2. У него случаются приступы хронической болезни (эпилепсии, астмы и т. д.).
  3. Если это ребёнок с «особыми потребностями» (например, аутист) и в случае возникновения чрезвычайно ситуации не сможет попросить о помощи.
  4. Он слишком любознателен (или даже шкодлив) и способен за очень короткое время перевернуть всю квартиру вверх дном. Оставив его дома даже на двадцать минут, вы рискуете обнаружить разобранный компьютер и постриженного кота.
  5. Он слишком доверчив. Такой ребёнок может запросто открыть дверь незнакомому человеку, если тот представится полицейским или знакомым мамы или папы.
  6. Он очень пуглив и излишне впечатлителен, легко может впасть в паническое состояние из-за природного явления (гроза) или чрезвычайной ситуации (отключение электричества).

Оставаясь одни дома, дети приобретают очень ценный опыт и учатся быть самостоятельными: занимать себя, не бояться оставаться в одиночестве и правильно планировать собственное время. Все эти необходимые качества обязательно понадобятся им во взрослой жизни. Однако нужно научить своего ребёнка всем необходимым мерам безопасности, чтобы оставлять его одного со спокойной душой.


Этот вопрос рано или поздно встает перед всеми родителями, ведь в жизни бывают разные ситуации, например, бабушки или дедушки рядом нет, а маме надо срочно отлучиться по делам.

До шести лет: испытание нервных клеток мамы

В первый раз мне пришлось оставить дочку, когда она заболела. Ей было 10 месяцев, у нее была температура, а старшего нужно отвести в школу (на тот момент он уже пошел в первый класс). Ко времени выхода она уснула, поскольку во сне малыши выздоравливают, я на свой страх и риск бегом отвела старшего. Слава богу, ничего не случилось, и сердце уходило в пятки, но моя красавица все еще мирно посапывала в своей кроватке.

Пару раз пятилетку оставляла на час. Он был с телефоном. Каждые 10 минут звонила. Он-то прекрасно провел время, а мои нервные клетки уже не восстановятся.

Сына вынужденно оставляла с четырех с половиной лет и сразу на три часа каждый вечер. Все обошлось хорошо. В шесть лет, когда он пошел учиться, самостоятельно уже мог преодолеть дорогу из школы домой. Дочку начала оставлять еще раньше - в три с половиной года на 30 минут с утра. Она справлялась отлично. Но кто-то из гадких соседей настучал в соцопеку, и проблем было выше крыши, и это при том что в Германии нет закона, в котором написано, с каких лет можно детей оставлять одних дома, - одни рекомендации психологов и педагогов.

Буквально сегодня старшую дочку пяти лет оставила одну, у нее тяжелая ангина, срочно нужны были лекарства, малую - в охапку и бегом в аптеку. Дочке мультики любимые на планшете включила и велела к двери не подходить, но за время отсутствия - 40 минут - вся издергалась. Если бы не такая необходимость, то никогда бы так не сделала!

Кадр из фильма «Один дома»

С шести лет: подготовка к школе

Сын с шести лет оставался ненадолго дома, пока мы с мужем ходили, например, в магазин, постепенно увеличивали время, но ребенок был на телефоне. В семь, летом перед школой, пришлось оставлять его на весь день. Я приезжала только кормить обедом. Но проблем не было: сын гулял, играл дома, читал, или они ходили в гости друг к другу с друзьями.

Старшего начали оставлять одного с шести лет. Готовили к школе. В школу и из школы ходил потом сам. Разрешали делать все. Обычно сын смотрел телевизор или играл за компьютером. Мог разогреть себе что-то в микроволновке. Звонила, спрашивала, чем занят. Волновалась только первые два раза, потом перестала.

Моему ребенку шесть лет, оставляю его одного на полчаса-час, если надо куда-то выйти без него. Начинали с 15 минут, объясняла, что нельзя делать (у нас особенно под запретом - залезть на стул, потом на шкаф), оставляю ему пульт, чтобы мог включить мультики, на его столике - воду и какие-нибудь вкусняшки, чтобы сам не лез никуда и не брал. Про розетки он давно знает, окна всегда закрываю и открывать он их пока не умеет. Но когда ухожу все равно, конечно, волнуюсь пока.

С семи лет: развиваем самостоятельность

С семи лет начали оставлять. У нас замечательные соседи, следят за ними (не так часто обращаемся), двери открыты и у них, и у нас (совместный тамбур на две квартиры). Ну и телефон рядом.

С семи лет, как пошел в первый класс. Сначала был мрак, конечно, а сейчас вполне самостоятельный и поест сам, и пропылесосит, и мусор вынесет, и посуду за собой помоет, и еще собаку днем выгуляет.

Кадр из фильма «Один дома»

Не всегда все зависит от возраста

Сына оставляла одного уже лет с четырех, но ненадолго, естественно. Он очень самостоятельный парень, ответственный и такой спокойный. С шести лет уже сам мог сходить в магазин за хлебом. С 10 сам ходит в парикмахерскую. А дочь вообще не может остаться одна дома, а ей восемь! Ни на минуту, ни на секунду. Везде приходиться брать с собой...

Думаю, прежде всего нужно ориентироваться на самого ребенка. У нас двое сыновей: 11 и 7 лет. Старшего оставляли дома с шести (сперва ненадолго и держали связь по телефону), а вот младшего до сих пор не оставляем (только если с братом). Возможно, просто это «синдром младшенького», все боимся отпустить его «во взрослую» жизнь.

Статистика

Если говорить о советах, то самое главное - это чтобы у ребенка всегда была с вами связь. Чтобы он всегда мог вам позвонить, если что-то случится или возникнут вопросы. Второе - оставить ему в свободном доступе еду и питье: что-то простое, что не нужно греть на сковородке, включать огонь (желательно). Третье - организовать ему досуг, чтобы ему было, как проводить свободное время, пока вас нет дома. К примеру, достать альбом, карандаши, научить включать мультики, положить на видное место любые другие игрушки по его увлечениям.

А также как само собой разумеющееся - научить всем правилам безопасности, проговорить все ситуации, которые могут возникнуть. Сказать ребенку, где он может получить помощь, кроме родителей - обратиться к соседям, позвонить в спецслужбы (номера, конечно, тоже следует выучить). Ну и последнее, мое личное мнение, никогда нельзя запирать ребёнка и не оставлять ему возможности даже выйти. У него должны быть ключи, и он должен уметь ими пользоваться. Может я перестраховщик, но вдруг пожар? И ребенок должен иметь возможность сразу выбежать. Конечно, если у него есть ключи, то следует научить его, что незнакомцам дверь открывать нельзя и т.д., но это уже входит в общие правила безопасности.

Кадр из фильма «Один дома»

Перед тем как сын был оставлен дома один, им был пройден полный инструктаж. Проведены тест-драйвы:
1. Если пищат пожарные датчики, взять ключи, открыть дверь и выйти на улицу и обратиться за помощью. Не искать дым и огонь, это не его дело.
2. Если полилась вода (неважно где) вновь выйти из дома и обратиться за помощью.
3. Если стучат или звонят в домофон - не подходить и не отвечать. Если что-то подозрительное, то звонить родителям.
4. Сотовый всегда с собой. Если на звонок не ответил два раза, будет плохо: приедут мама, папа, ОМОН, НАТО, прилетит наземный и воздушный транспорт с милицией и пожарными, и его после всего лишат на три дня мультфильмов.
5. На случай утраты сотовой связи, крупными цифрами на стационарном телефоне висят номера родителей и всех служб МЧС.

В жизни случается множество ситуаций, когда маме срочно нужно отлучиться, а ребенка оставить не с кем. Сбегать за старшим в школу, пока малыш спит. Купить батон хлеба, пока ребенок занят играми, а на улице ужасная погода и одевать чадо нет ни времени, ни сил. Сводить младшего к врачу, в то время как старший делает уроки. И так далее, и тому подобное.

Можно ли оставить ребенка одного, и на какое время? Все обойдется? А вдруг что-нибудь случится в ваше отсутствие? На эти вопросы никто не даст однозначного ответа.

  • Научите, как позвонить маме

Нередко уже чуть ли не с 3-4-х летнего возраста дети неплохо . Почему бы не использовать достижения прогресса всем во благо? Даже когда мне приходилось оставлять детей в каком-то детском клубе, я выделяла им сотовый телефон, заранее объяснив куда нажать, чтобы взять трубку и набрать мой номер.

  • Используйте современные технические средства

Если родительское беспокойство зашкаливает, всегда можно воспользоваться такими современными техническими средствами, как встроенные вебкамеры с прямой трансляцией на сотовый телефон.

  • Научите не открывать никому дверь

Что касается такой неприятной темы, как , не стану вдаваться здесь в подробности, а посоветую отличную книгу Л.Петрановской из серии - «…ты один дома, а в дверь звонят».

А вообще, если уж совсем серьезно подходить к вопросу, хорошо было бы повесить куда-нибудь на самое видное место что-то типа постеров с картинками а-ля «что делать и чего точно не делать, когда ты дома один».

«Мама, не уходи, я боюсь»

Психологический комфорт ребенка - тема не менее важная, чем его безопасность. Если ребенок чувствует себя уверенно и даже сам мечтает остаться один, чтобы побыть «взрослым» - значит, такую возможность стоит ему предоставить на некоторое время.

Если же он чего-то боится, всячески противится даже мысли о том, чтобы остаться одному - возможно, время еще не пришло. Отлучаться все равно придется? Тогда надо постараться заранее подготовить, морально настроить малыша.

Мы, например, сына пробовали оставлять одного только лет в 7-8. И он обычно совсем не возражал. При этом в свои шесть дочка даже и помыслить не может остаться не то, что одна, а даже с братом вдвоем. Бывают дети, которым некомфортно даже оставаться одним в комнате, при том что в квартире есть кто-то из взрослых.

Тут все индивидуально. Например, что , для городского может оказаться испытанием. Для людей, живущих в деревне, даже сама проблема «оставлять или нет» может показаться преувеличенной. С рождения все пространство вокруг воспринимается как большой дом. Там нет , характерного для многоквартирных домов. Детей часто оставляют одних с раннего возраста и сильно за них не переживают.

Но даже если ребенок вас спокойно отпускает, глядя в телевизор, или, увлеченный игрой в конструктор, говорит «ладно, иди», - не стоит забывать, что через пару секунд, как только вы выйдете из дома, его может охватить паника. И тот факт, что он остался один дома, дойдет не скоро (ему еще придется вспомнить, что вы говорили о том, когда вернетесь). Поэтому мы обычно несколько раз напоминаем сыну, если планируем уйти и .

Как это организовать?

  • Готовьте к расставанию постепенно

Начиная с нескольких минут отсутствия и так потихоньку увеличивая это время. Если оставляете впервые, расспросите, как он провел время, какие мысли посещали, что происходило в ваше отсутствие. Так и ребенок, и вы сами будете чувствовать себя увереннее при временном расставании.

  • Не стоит оставлять ребенка одного в квартире спящим

Особенно это соблазнительно в раннем возрасте. Но с точки зрения безопасности, и с позиции стресса для детской психики это очень небезопасное решение. Часто родители начинают с того, что в моменты, пока ребенок спит, быстро пытаются куда-то «сбегать». В магазин, например. И рано или поздно сталкиваются с тем, что возвращаются не к мирно спящему малышу, а заикающемуся от слез ребенку, не желающему отпускать маму в ближайшие несколько месяцев даже в другую комнату. И перед каждым засыпанием вопрошающего (если уже умеет говорить): «А ты точно никуда не уйдешь, пока я сплю?»

  • Оставляйте «заместителей»

Было бы хорошо обеспечивать ребенка возможностью отвлечься - как правило, это могут быть мультфильмы или планшет с игрой, или пусть поговорит с родственниками по телефону или по скайпу.

  • Научите пользоваться часами

Здорово, если ваш ребенок умеет . Это помогло бы ему примерно понимать, на сколько вы ушли и когда вас ожидать.

При этом всегда важно точно выполнять обещанное . Если мы задерживаемся хотя бы чуть-чуть дольше условленных рамок (будь то песочные часы, часы со стрелками или количество просмотренных мультфильмов), то есть риск, что в следующий раз ребенок не будет нам доверять.

  • Возвращайтесь засветло

Для большинства детей наиболее тревожно оставаться одним в темное время суток. Сын одной моей знакомой, которая задержалась до глубоких сумерек, сидел перед компьютерной игрой, которая ему давно надоела, и боялся пойти в туалет; более того, он боялся даже встать и зажечь в комнате свет. Поэтому я стараюсь не оставлять детей одних, когда стемнело.

А вообще, лично мне нравилось оставаться одной. Неожиданно, те домашние вещи, которые обычно казались совсем неинтересными, приобретали особый смысл и ценность. Я изучала старые сервизы, пролистывала взрослые книги, мерила мамину одежду, а пространство, наполненное тишиной, рождало много разных детских вопросов и интерес к познанию мира.

Фото - фотобанк Лори