Филичева Т. Б

– расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Общие сведения

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии , неврологии , психологии.

Классификация заикания у детей

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы.

По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи. При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

Причины заикания у детей

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести наследственную предрасположенность, невропатическую конституцию заикающегося ребенка, внутриутробное поражение ЦНС. Наследственная предрасположенность к заиканию у детей чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез , ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности , гемолитической болезнью плода , внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах , родовыми травмами и т. д. Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей. Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать тяжелые инфекции (менингит , энцефалит , корь , коклюш , тиф и др.), ЧМТ , гипотрофия , рахит , интоксикации и пр. К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п. К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости . В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией , тахилалией , дизартрией , ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии или афазии .

Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания у детей

В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия , дислексия и дискалькулия . Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.

Симптомы заикания у детей

К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.

При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т---рава»). Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»). У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными.

Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.

Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п. Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.). К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.

Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.

Заикание у детей часто сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией , лабильностью АД, покраснением или бледностью кожных покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.

Диагностика заикания у детей

Обследование детей с заиканием проводится логопедом , педиатром , детским неврологом , детским психологом , детским психиатром . Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.

Коррекция заикания у детей

В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.

Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения , физиотерапии, массажа , ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии.

Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. На подготовительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.

На тренировочном этапе проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.

Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж , дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.

Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.).

Прогноз и профилактика заикания у детей

При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.

Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.

Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.

Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии.

В профилактике заикания выделяются три основных направления:

1) предупреждение возникновения заикания у детей;

2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

3) предупреждение нарушений социальной адаптации.

Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.

Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).

Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.

В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.

В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).

Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем также находятся в ситуации риска заикания (см. подробнее в главе 2.2.).

Возникновению заикания у этих групп детей способствует снижение адаптационных возможностей их центральной нервной системы.

В просветительской деятельности логопеда большое внимание должно уделяться работе с родителями. В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка. Сюда относятся: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т.п. Нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т.п.

Не следует "приучать" детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.

Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

Речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;

Желательно, чтобы речь родителей была четкой;

Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;

Речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

Взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;

При общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов.

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно "перегружать" речевым общением: вводить новые слова,

речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать "речевые успехи" ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать

возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Речевые образцы взрослых играют особо важную рольв организации речедвигательных автоматизмовтаких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.

Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.

В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к "сглаживанию" и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.

Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т.д.).

Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта).

В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении 3-4-х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.

У детей с семейным левшеством полезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать Правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку.

Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).

Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).

Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием (т.е. где говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т.д. В других случаях может развиться и заикание.

Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

Профилактика хронификации заикания

При "остром" начале заикания, что бывает, как правило, после испуга, необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, если после испуга наблюдался мутизм.

Такими условиями может быть смена обстановки, в которой произошла психическая травма, на нейтральную;

создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением уровня поступающей информации. Желательна консультация логопеда и психоневролога.

При появлении судорожных запинок родители не должны внешне проявлять своего беспокойства, тем более не должны делать замечаний по поводу речи ребенка, требовать от него плавной речи, правильного произношения звуков, слов и т.п. Недопустимы передразнивания и насмешки. В инициальный период заикания следует ограничить речевое общение с ребенком и разговаривать с ним лишь в необходимых случаях. Речь окружающих при этом должна быть негромкой и спокойной. Так как в процессе игры наедине с собой заикающиеся дети оречевляют свои действия без запинок, то следует поощрять разнообразные

виды игровой деятельности ребенка наедине: рисование, мозаика, строительные игры и пр.

Нельзя запретить ребенку говорить, если у него возникает такая потребность. Следует в этих случаях переводить форму речевой активности ребенка из монологической в диалогическую, с тем чтобы упростить как форму общения, так и лексико-грамматическое оформление высказываний ребенка.

Логопед может рекомендовать родителям использовать как ритмизированную речь, так и пение в общении с ребенком, разучивать с ним стихи, имеющие короткую строку, четкий ритм и соответствующие возрасту ребенка содержание. Полезно ребенку выполнять ритмические движения под музыку (маршировать, хлопать в ладоши, и пр.). При этом ритм выполнения движений должен быть выбран так, чтобы ребенок выполнял это без напряжения, с удовольствием.

Все дисциплинарные требования должны предъявляться спокойным тоном, не носить характера безапелляционных приказов. Если ребенок сопротивляется выполнению требований, следует переключить его внимание на другую деятельность.

Логопед должен объяснить родителям, что заикание у ребенка можно устранить, правильно выполняя рекомендации.

Предупреждение рецидивов заикания

Несмотря на эффективность коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми в дошкольном возрасте, в школьном возрасте у таких детей могут быть рецидивы заикания.

Следует учесть, что несмотря на избавление от судорожных запинок, у таких детей остается низкий уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы. В связи с этим усиление эмоциональной, психической и физической нагрузок может вызвать рецидив заикания.

Наиболее часто первый рецидив наступает при поступлении ребенка в школу.

Для того чтобы предупредить рецидив заикания, необходимо особым образом готовить такого ребенка к школе.

Еще до 1 сентября ребенок должен посетить школу и класс, в котором он будет учиться. Он может походить по классу, посидеть за партой, узнать, где находится туалет. Кроме этого, необходимо заранее познакомить ребенка с педагогом. Педагог должен знать о том, что ребенок в прошлом заикался и потому требует к себе особого отношения.

Такого ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов. При этом необходимо максимально поощрять активность ребенка. Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов.

Если у учащегося будут судорожные речевые запинки, не следует торопить его с ответом. В случаях возникновения рецидива заикания не следует отстранять заикающегося от устных ответов перед классом. Можно рекомендовать родителям, чтобы ребенок готовил все домашние задания вслух.

При ослаблении ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо проведение щадящего общего и речевого режима.

Желательно, чтобы ребенок, в прошлом страдавший заиканием, наблюдался логопедом и психоневрологом в течение 1-1,5 лет.

Следующим "опасным" для рецидива заикания возрастом является пре- и пубертатный возраст. В этот период психосоматического развития усложняются формы общения, возрастают требования к собственной речи, у подростка нарастает эмоциональное напряжение, связанное с эндокринной перестройкой организма. Нередко наблюдаются переживания подростка, связанные с его социальным статусом среди сверстников. В этот период могут быть рецидивы заикания. Необходимо сразу же обратиться за лечебно-педагогической помощью.

Для того чтобы избежать возможных рецидивов заикания, рекомендуется длительное диспансерное наблюдение логопедом и психоневрологом (психологом), а также периодическая психолого-педагогическая поддержка в виде логопедических занятий и психотерапии.

Для взрослых практикуются поддерживающие психолого-педагогические курсы типа "группы поддержки" или долечивания, или "группы открытых дверей". Такие группы организуются обычно при крупных консультативных и реабилитационных центрах.

Предупреждение нарушений социальной адаптации заикающихся начинается в дошкольном возрасте. Неуверенные, тревожные по характеру дети (такими чертами характеризуются, как правило, заикающиеся с невротической формой речевой патологии) нуждаются в психологической поддержке родителей, воспитателей и учителей.

Специальные воспитательные мероприятия направляются на выработку таких черт характера, как уверенность в себе, активность, самостоятельность в выборе решений и действиях (см. Главу 3 "Воспитание личности заикающегося"). Заикание не должно влиять на выбор профессии, тем не менее, при хроническом течении заикания не рекомендуются профессии с большой речевой и психической нагрузкой

Для того чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду.

Уже с самого раннего возраста в развитии речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время представляет и известные опасности.

Прежде всего необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Нельзя допускать у детей ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы. Впоследствии она может привести к заиканию.

Заикание может возникнуть и по подражанию. Постоянно общаясь со взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать малыша от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей.

Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.

Нельзя слишком перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию. Необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограниченны: у него не развито еще в достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от малыша слишком многого, заставляя его произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме.

Следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки речи ребенок сможет только после четырех лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.

Аппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Новосибирска

Нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растягивание слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением (судорогами речевого аппарата) называют заиканием .

Невроз (особое состояние нервной системы), который проявляется в виде расстройства речи, получил название логоневроза.

Заикание может возникнуть внезапно, сразу после психологической травмы (испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни) или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. Запинки в речи ребенка могут то уменьшаться, то усиливаться. Постепенно у заикающегося появляются определенные психологические особенности: стеснительность, замкнутость, речебоязнь, различные уловки .

Причины появления заикания

Обычно мы обнаруживаем сочетание нескольких из перечисленных причин появления заикания:

1. Перенесенные повреждения центральной нервной системы, такие как родовая травма, угроза выкидыша, асфиксия (удушье).

2. Раннее речевое развитие или, наоборот, отставание.

3. Тревога, страх, психическая перегрузка, колебания настроения, чрезмерная впечатлительность и ранимость.

4. Психологическая травма: рождение младшего ребенка, переезд, развод родителей, конфликт, испуг.

5.Генетическая предрасположенность.

6. Дети, воспитывающиеся в семье с двуязычием (т.е. в семье в качестве разговорного используют одновременно 2 языка, например: русский и английский).

Для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом.

Общие правила речевого поведения родителей

  • речь взрослого должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, чёткой;
  • избегайте говорить с детьми их лепетным языком, не искажайте свое произношение;
  • не перегружайте разговор с ребенком сложными для него словами;
  • фразы по конструкции должны быть достаточно простыми и понятными;
  • ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно исправлять его.
  • Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера , легко возникают страхи. Эти страхи могут возникнуть в результате запугивания, чтения книг, просмотра фильмов устрашающего содержания. Нередко дети боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору.

Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, т.к. это может усилить страхи и зафиксировать их.

Раннее речевое развитие и задержка речевого развития

Для ребенка с ранним речевым развитием речь взрослых играет особо важную роль в организации их речедвигательных автоматизмов. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическим проговариваем отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить на процесс становления у них речевого дыхания.

Внимание!

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать только как положительное явление, нужно знать, что:

  • Такого ребенка опасно «перегружать» речевым общением: вводить новые слова и речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.
  • Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту.
  • Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Дети с задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания).

Лечение заикания

Заикание является расстройством, затрагивающим не только речь, но и личность ребенка, моторику, нервную систему, организм в целом. Эффективное лечение возможно при участии нескольких специалистов: невролога, психолога, логопеда.

Принципы лечения заикания таковы:

1. Консультация врача невролога. В случае необходимости назначается медикаментозная терапия.

2. Консультация психолога для определения путей решения психологических проблем.

3. Консультация логопеда. После тщательного обследования логопед определяет основные направления работы с Вашим ребенком для преодоления заикания.

Заиканием принято называть нарушение темпа, плавности и ритма речи. Обусловлено заикание у детей судорогами , возникающими в частях речевого аппарата. В нашей стране проводится разноплановое лечение заикания у детей .

Сегодня науке известны несколько способов и методов лечения заикания у детей . Но, все-таки, в отношении заикания, как и в отношении любой болезни, актуальным остается утверждение о том, что болезнь легче предупредить, чем после проводить долговременное лечение заикания у детей .

Профилактика заикания у детей

Взрослые должны помнить: речь ребенка развивается по подражанию. Если в своем окружении малыш будет слышать отчетливую, плавную речь, он начнет также правильно и четко говорить. Ускоренная торопливая, с быстрой захлебывающейся интонацией речь ребенка должна восприниматься как нежелательная и настораживать родителей. Такая речь свидетельствует о повышенной возбудимости ребенка. Нужно стараться всячески предупредить ее появление (вполне возможным является использование с этой целью медикаментозных средств).

Большая речевая нагрузка или, наоборот, отсутствие тренировки речи очень вредны для ребенка. Нагрузка должна быть разумной. Трудные по произношению, малопонятные слова для ребенка трех-четырех лет, с его не окрепшими речевым аппаратом и нервной системой, крайне нежелательны. Но, в то же время, и отсутствие общения с ребенком, заучивания с ним стихотворений, чтения рассказов тоже плохо влияет на процесс формирования речи, он замедляется. Говоря коротко, должна быть «золотая середина» в содействии взрослых процессу формирования речи ребенка.

Такие крайности как дефицит внимания и чрезмерная опека - одинаково вредны.

Очень важно отметить первые признаки заикания у детей и вовремя принять меры по его предупреждению. Если Ваш ребенок вдруг внезапно замолчал и отказывается говорить на протяжении 2-24 часов, это Вас должно крайне насторожить. После такого перерыва, вызванного чаще всего психоэмоциональным воздействием, ребенок может начать говорить уже заикаясь. Обратившись к специалисту до момента появления заикания, его возникновение можно предупредить. Если же все-таки проблема возникла, нужно постараться, как можно раньше ее разрешить.

Методы лечения заикания у детей

На сегодня известно много комплексных подходов, в согласии с которыми проводится лечение заикания у детей , в условиях медицинского учреждения.

Один из таких курсов лечения разработан В. И. Селивестровым. Курс включает 32-36 занятий на протяжении 3-4 месяцев и делится на три этапа: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

На подготовительном этапе обеспечивается щадящий режим для ребенка, включающий спокойную обстановку, ограничение речевого общения и твердый режим. Работа логопеда на этом этапе заключается в стимулировании активной работы ребенка над своей речью: дети в соответствии со своим возрастом заучивают психотерапевтические тексты для проговаривания, выполняют речевые «зарядки» в сочетании с физическими упражнениями, проговаривают автоматизированные ряды (дни недели, месяцы, счет и т.д.). Используются те виды речи, в которых не проявляются речевые судороги заикающегося.

Во время тренировочного этапа занятия усложняются. От ответов на вопросы дети постепенно переходят к спонтанной речи, от спокойных видов деятельности - к эмоциональным, от тихой речи - к громкой. Вводятся подвижные, речевые, творческие игры. Закрепляются полученные навыки при активной помощи родителей в различных жизненных ситуациях.

На закрепительном этапе происходит закрепление плавной речи ребенка в более сложных условиях: в беседе, при рассказывании и т.д. Активнее и чаще используются творческие и ролевые игры.

Хотелось бы заметить, что наиболее благоприятным возрастом, чтобы проводить лечение заикания у детей является возраст 2-4 лет, менее благоприятен возраст - от 10 до 16 лет. Обостренность психики, легкая ранимость, стремление к свободе, нелюдимость, свойственные подростковому возрасту, негативно влияют на процессы лечения.

  • Соблюдение режима дня . Соблюдение режима дня является одним из важнейших условий обеспечения успешного лечения заикания у детей. Особое внимание родители должны уделить соблюдению режима сна. Сон ребенка должен составлять не менее 8-9 часов и быть по возможности крепким. Обеспечению крепости сна способствуют релаксирующие ванны, теплый душ, ванны с добавлением эфирных масел, успокаивающих нервную систему, расслабляющий массаж. Необходимо также исключить вечерние активные занятия, просмотр телевизора и компьютерные игры.
  • Соблюдение режима питания. В рационе должна преобладать молочная, растительная пища. Ограничить необходимо употребление мясного белка, жирной, острой, соленой пищи, исключить шоколад, крепкий чай и кофе.
  • Соблюдение щадящего охранительного режима . С целью предупреждения усугубления заикания необходимо по возможности максимально исключить жизненные ситуации, побуждающие к волнениям и длительному говорению, ограничить просмотр телевизионных передач, мультфильмов, несущих эмоциональную нагрузку, избегать утомляющих нервную систему громких звуков. Допускается просмотр телевизионных программ, не вызывающих сильные эмоции. По возможности необходимо предупредить нахождение ребенка в местах с большим скоплением людей (в ресторанах, больших магазинах, на рынках), избегать посещения шумных массовых мероприятий (кинотеатров, массовых праздников). Коротко говоря, всего того, что действует на ребенка чрезмерно стимулируя и возбуждая его, и, тем самым, усугубляя заикание.

В окружении ребенка нужно создать доброжелательную, спокойную атмосферу. В обращении с заикающимся ребенком взрослым необходимо проявлять максимум выдержки: не потакать капризам ребенка, но и не доводить требовательность до резкости.

  • Соблюдать охранительный речевой режим. Этого можно достичь, снизив речевую нагрузку ребенка и ограничив его речевое общение. Неправильным будет требование к ребенку рассказать об увиденном и услышанном, пересказать рассказ, сказку, прочесть стихи. Вопросы задавать лучше те, что требуют однословных, простых ответов. Свободное время ребенка организовать создав обстановку занятости, исключив возможность участия в шумных и подвижных играх, которые провоцируют заикание. Ребенок может играть в спокойные игры (собирать конструктор, рисовать, лепить и т.д.), помогать взрослым по дому. Самостоятельные игры, без вмешательства взрослых, при которых малыш комментирует свои действия, значительно снижают заикание.
  • Организация правильного общения со взрослыми. В окружении ребенка речь взрослых должна быть неторопливой, плавной, на пониженных тонах. Речь нараспев или по слогам негативно влияет на речь заикающегося ребенка. Неспешный темп речи, спокойная интонация речи взрослого, демонстрируемая ребенку, может сочетаться с неспешными движениями. Резкость, грубые окрики в общении с ребенком не допустимы! В случае, если заикающемуся ребенку трудно дается начало той или иной фразы, необходимо помочь ему произнести ее вместе.
  • Организация прогулок. Ежедневные прогулки на свежем воздухе - желательные процедуры для заикающегося ребенка. Необходимыми условиями остаются - исключение активных спортивных игр, бега, азартных спортивных игр, командных и соревновательных игр.