Использование приемов триз в работе с детьми дошкольного возраста. Проведение занятий по технологии триз в детском саду Презентация на тему триз технология в доу

«Каждый ребёнок в своё время – Есть настоящий гений». К. Чуковский Использование Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника. МБДОУ Б «Светлячок» выполнила Гостева О.А.


В окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь, Другой листвы зелёной вязь И небо голубое. В окно смотрели двое….


Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его мышления. Современными психолого- педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. В своей педагогической деятельности я столкнулась с такой проблемой, что у современных дошкольников: *монологическая речь плохо развита; *небольшой опыт рассказывания текстов; *недостаточный активный словарь; *дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.


В связи с этим для речевого разви - тия детей я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приёмов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Около 50 лет назад эту теорию создал учёный, инженер, писатель - фантаст, организатор и преподаватель –Генрих Саулович Альтшуллер. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».


Цели ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Основная задача ТРИЗ - это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного получения информации, что возможно через поисковую информацию, через организованное коллективное рассуждение, через игры. Преимущества ТРИЗ: *развивает фантазию, воображение у детей; *вселяет уверенность в своих силах; *не требует больших затрат времени; *можно использовать в традиционной системе обучения.


Методы технологии ТРИЗ: *обучение детей творческому рассказыванию по картине; *работа с противоречием; *обучение дошкольников сос- тавлению логических расск - зов по серии картинок; *обучение детей созданию об - разных характеристик объек- тов; *обучение детей сочинительству и словотворчеству; *обучение детей составлению текстов сказочного содержания.


Обучение детей творческому рассказыванию по картине. При рассматривании картины используются следующие методи- ческие приёмы: *Игровая мотивация « Волшебная картина», *Игра «Подзорная труба», *Игра «Фотографирование», *Игра «Вхождение в картину», *Игра «Живые картинки», *Игра «Превращение в объект на картине».


Работа с противоречием Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например один и тот же объект хороший или плохой(фильм кому-то нравится, а кому то нет), большой и маленький(сосулька сначала маленькая, а потом большая), крепкий и некрепкий(одна спичка некрепкая, легко ломается, а много сломать трудно, они крепкие. Решаем противоречие при помощи игр: *«Скажи об одном предмете много». *«Если бы ты попал в сказку…», *«Волшебная палочка- умень - шалка или увеличивалка», *«А что, если…».


Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок Этапы работы с серией картинок: *Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета. *Составлять краткий связный рассказ сюжета. *Осознавать и озвучивать правила составления серии картинок.


Обучение детей созданию образных характеристик объекта. Технология обучению детей составлению сравнений. *Называется какой либо объект, *Обозначается его признак, *Определяется значение этого признака, *Данное значение сравнивается со значением признака в другом объекте. Например: цыплёнок такой же жёлтый(значение признака) по цвету(признак) как солнце.


Технология обучения детей составлению загадок. Основные модели составления загадок. *Какой? Жёлтый, но не лимон, *Что делает? Шипящий, но не вулкан, *На что похоже? Круглый, но не мяч. *Что бывает таким же? Самовар *Что(кто)делает так же? *Чем отличается?


Обучение детей словотворчеству и сочинительству. В своей работе я использую следующие игры и игровые упражнения: *«Складные картинки» - учить подбирать с изображения- ми предметов, названия которых рифмуются, *«Придумай рифмованные строчки», *«Придумай рифмованное слово».


Составление сказок с помощью метода «Каталога». Цель: научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять связный сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя(положительный и отрицательный),имеющие свои цели, их друзья, помогающие эти цели достигнуть, определённое место. Алгоритм составления тренинга: *Группе детей предлагается сочи- нить сказку с помощью картинки или игрушки. *Задаётся вопрос, ответ на который находится в шкатулке (достаётся игрушка). *Ответы детей собираются в единую сюжетную линию. *Дети придумывают название Сказки. *Дети пересказывают сказку.


«Коллаж из сказок » - придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя).


«Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Бабушка злая, а волк добрый», «Лиса добрая, заяц не пустил её в свой дом ».


Итоги: Активизируется познавательная деятельность детей. Развивается творческое мышление, воображение, связная речь. Дети свободно овладевают умением составлять логические и творческие рассказы по картинкам. Создаются мотивационные установки на проявление творчества. Развивается способность ребёнка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку, загадку.

Cлайд 1

Инновации в образовании ТРИЗ - педагогика Педагогический совет Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста Подготовила: старший воспитатель Р.А.Крутова

Cлайд 2

Cлайд 3

Цель Систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Cлайд 4

Методика ТРИЗ Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Cлайд 5

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Cлайд 6

"ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Cлайд 7

Алгоритм решения изобретательских задач Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Cлайд 8

Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала” Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: "Хорошо – плохо”, "Черное – белое”, "Адвокаты – Прокуроры” и др. Игра "Черное-белое” Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного. . . Плохо – они быстро рвутся. . . и т.д.) Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д. Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).

Cлайд 9

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов Пример "Помоги Золушке” Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – небудь тяжелым прижимать. На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма. Пример: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?” Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе. . .Особенно его хорошо видно на снегу. . . Теперь ему только под землей надо жить. . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля. . . А гулять ему теперь надо только ночью. . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его. . .) Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, "тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Cлайд 10

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки. . . Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева. . . Метод "Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу. Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем. Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система). Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное) Игра "Кубики” (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков” дети составляют модели "Борща”, "Океана”, "Извержение вулкана” и т.д.

Cлайд 11

Приемы фантазирования: Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты. Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми. Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах. Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему "динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему "статика” – переменные свойства в постоянные. Пример: Компьютер, измененный по приему "динамика”, мог бы изменять форму (превращать во что-нибудь). А человек, измененный по приему "статика”, имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека). Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик

Cлайд 12

Коллаж из сказок Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Сказка от стишка (Э. Стефановича) - Не знахарка, не ведьма, не ворожка, Но обо всем, что в Миске, знает Ложка. (Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой. . .)

Cлайд 13

Спасательные ситуации в сказках Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств. "Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть. . .” Предложите свои варианты спасения котенка. Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”. Сказки от "живых” капель и клякс. Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: "на что похожа твоя или моя клякса?” "Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы "живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

Cлайд 14

Моделирование сказок Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой. . .) На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель. Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: "Путешествие в прошлое одежды”, "Посуда рассказывает о своем рождении”, "История карандаша” и т.п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие. На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.

Cлайд 15

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, воспитатель обращается к детям: "давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?” В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Cлайд 16

Подготовительный этап Можно начать с игровых упражнений типа "Дорисуй”, "Дострой”, "Составь картинку из геометрических фигур”, "На что это похоже?”, "Найди сходства”, "Найди различия”. Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые ("построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды. Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии. "Загадалки-узнавалки” Кто стучит, как в барабан На сосне сидит. . .(дятел) Ай, какой я молодец, Красный, круглый.(помидор) Такие загадки очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность. Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: "Что лишнее?”, "Что вначале, что потом?”, "Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?” Игры: "Логический поезд”, "Большое Лу – Лу”. Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны. Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д. При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи: На общее развитие; На проверку инерции мышления; На использование приемов фантазирования.

Cлайд 17

C целью получения необходимых навыков использования приёмов и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажёры ума» Комплекс упражнений "Тренажер ума”: Тренажер 1. 1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов) Окно, корабль, ручка, пальто, часы; 2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы). 3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?

Cлайд 18

Тренажер 2. (Упражнения с числами) 1. Как получить числа: 0, 2, 5 ..., пользуясь числами и математическими знаками. 2.Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6, ... 3. Какое число должно находиться вместо вопросительного знака? (Считать по столбикам) 358 61? 141 4. Игра "Скелет” Предлагаются определенные сочетания согласных букв. Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные. Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь) 5. Трудное задание (после прогулки) 1. Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей? 2. Какие машины стояли, какие проехали мимо? 3. Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее. 4. Были ли на улице велосипедисты? 5. Были ли люди с детскими колясками? Рассмотри рисунок и составь рассказ. Например: путешественник собирает рюкзак в поход: приготовил топорик, нож, веревку, не может найти второй ботинок, а часы показывают, что через 15 минут ему выходить ит.д. Придумай сказку, используя изображенные предметы (колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук).

Cлайд 19

Тренажер 3. 1. Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы лова начинались на одну букву. Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть. Текст телеграммы: Срочное сообщение: "Сбежала собака Сушка, светло-коричневая, среднерослая. Срочно сообщите. Скучаю” 2. Составь цепочку слов (ассоциация) Исходное слово. Книга - лист - дерево - липа - чай Тренажер 4. Задания на проверку инерции мышления Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго. 1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х? 2. На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски). 3. К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег. Если имеется ода одноместная лодка. На улице довольно холодно, но еще не совсем зима - речка не замерзла. 4. Как глухонемой в хозяйственном магазине объяснит продавцу, что ему нужен молоток? А как слепому попросить ножницы?

Cлайд 20

Тренажер 5. Системность и системный разбор. 1. Найди лишнее слово в каждой строчке Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги). Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода). 2. Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему: Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа. Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина. Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д. 3. Составь цепочку подсистем для системы "настольная лампа” Это может быть такая цепь: настольная лампа - свет - лампа - стекло и т.д.

Cлайд 21

Тренажер 6. Приемы фантазирования. Прием "Перспективы” "Посмотри, что получится”. С далекой планеты прилетели инопланетяне и приземлились в нашем городе. У них какие-то коварные планы и для исполнения своих тайных замыслов они отключили свет во всем городе. Город погрузился во мрак: не светят включенные лампы, фонари. Чтобы не дать инопланетянам завладеть городом (страной), надо как-то пробраться туда, где они отключили энергосистему, включить ее и помешать их замыслам. Как это сделать? При этом не попасть в руки инопланетян, а в темноте они ориентируются очень хорошо. Прием "увеличения” или "выдумляжа”.Проснувшись однажды утром, жители нашего города увидели, что трава в городе "выросла до пятого этажа”. Что будет происходить дальше? Кому это понравится, а кому нет? Какие проблемы возникнут у жителей города? Какие будут последствия? Прием "уменьшения”. Предложить детям уменьшить все автомобили в городе до размеров детских, игрушечных автомобилей. Как тогда люди будут решать проблемы с транспортом? Как использовать уменьшенные автомобили? После практического применения "тренажеров ума” проводится игровой тренинг для проверки способностей усвоения навыков творческого мышления. "ВНИМАНИЕ! РЕЙТИНГ!” Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем. Воспитатель Фаткулина В.В.

Cлайд 22

Cлайд 23

Занятие 1 Противоречия в погоде 1. Знакомство с помощником воспитателя 2. Диалог с Игрушкой о погоде 3. Подвижная игра «Солнышко и дождь» 4. Обсуждение с детьми противоречий в погоде 5. Подведение итогов Занятие 2 Противоречия в предметах 1. Классификация игрушек по различным признакам 2. Подвижная игра «Разбежались!» 3. Обсуждение противоречий в предметах

Cлайд 24

Занятие 3 Противоречия в предметах (продолжение) 1. Беседа о профессиях 2. Игра «Дрессировщики» 3. Дидактическая игра «Магазин» 4. Подведение итогов Занятие 4 Противоречия в ситуациях 1. Противоречия в болезни 2. Игра «Простуда» 3. Анализ ситуаций 4. Подведение итогов

Cлайд 25

Занятие 5 Противоречия в размерах 1. Анализ проблемной ситуации 2. Игра «Большие - маленькие» 3. Упражнение «Расставь по порядку» 4. Подведение итогов Занятие 6 Противоречия в количестве 1. Анализ проблемной ситуации 2. Игра «Много - мало» 3. Противоречия в количестве 4. Подведение итогов Занятие 10 Подсистемы предметов: объект «чайник» 1. Обсуждение «Какой чайник лучше?» 2. Игра-эстафета «Наполни чайник» 3. Анализ подсистем 4. Подведение итогов Занятие 11 Подсистемы предметов: объект «машина» 1. Анализ подсистем 2. Игра «Светофор» 3. Обсуждение «Какие бывают машины по назначению» 4. Подведение итогов Занятие 14 Твердые и жидкие человечки 1. Решение проблемной ситуации 2. Сравнение твердых и жидких веществ 3. Игра «Замри» 4. Моделирование ситуации 5. Подведение итогов

Cлайд 30

Упражнения по методике ТРИЗ Старшая сестра закрылась в комнате и не пускает брата. Как малышу решить проблему. Можно пожаловаться маме, барабанить в дверь, плакать…Мальчик нашёл эффективный способ. Подвинув стул к двери, он сказал девочке: «Всё, теперь ты заперта и не сможешь выйти». Дверь тут же отворилась. Методика ТРИЗ направлена на обучение дошкольников находить нестандартные и действенные способы решения проблем. Упражнения на раскрытие функций предмета 1. «Что умеет делать?». Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и.т.д. Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей? 2. «Мои друзья». Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей. - Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде. Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы. Заниматься по методике ТРИЗ лучше с группой детей. Так они будут учиться и друг у друга. Но и выполнение заданий только с мамой способствует развитию нестандартного, творческого мышления.

Cлайд 31

Упражнения на нахождение путей развития ситуации 1. «Что было – чем стало». Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала: - Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички). - Было зёрнышком, а стало…(деревом) - Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и.т.д. - Было зелёным, а стало жёлтым. Что это? Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан. 2. «Паровозик». Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».

Cлайд 32

Упражнения на выявления связей между объектами и их ресурсов 1. «Помоги Золушке» (нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи) Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить? Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую, сделать самой из полена или бутылки, формировать лепёшки рукой и.т.д. 2. «Коллаж из сказок» В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино. Однажды пошёл Колобок в лес за грибами и не вернулся. Пошли Незнайка и Буратино его искать. Видят, навстречу им Красная Шапочка идёт и горько плачет… Затем сказка продолжается совместно с ребёнком. 3. «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Вини-Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет. 4. «Аукцион». На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает. - Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, и.т.д.)

Cлайд 33

Cлайд 34

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!






В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ? В Познавательно – речевом развитии; В коммуникативно-личностном развитии; В художественно-эстетическом развитии; В физическом развитии; - То есть во всех образовательных областях!!!


Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.


Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы, понимая то, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.


Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.






2 этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо». 3 этап – разрешение противоречий. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?»


4 этап – изобретательство. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Например: придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.




6 этап - опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.


1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). 3. Развитие качеств творческой личности.


Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.


Возможность проявить себя. Стремление получать новую информацию об окружающем. Развивает потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить. Способствует развитию аналитических способностей. Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.


1. Поиск сути. Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной. 2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо. Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь 3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.


1. Принцип свободы выбора в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. 2. Принцип открытости нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.


3. Принцип обратной связи воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. 4. Принцип идеальности творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.


6. Принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов. 5. Принцип деятельности в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.


«Поиск аналогов» необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины). «Поиск противоположного объекта» необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег шерсть (холодный теплая), уголь (белый черный), металл (легкий тяжелый), камень (мягкий твердый).


«Хорошо–плохо» берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. «Выбери троих» из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.


«Поиск общих признаков» берутся два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков. «Да–Нет» игроки разгадывают тайну, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить Да или Нет. «Что умеет делать?" Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.




« 4 – й лишний». Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире. « Что бывает…» Что бывает (зелёным, желтым, красным, соленым, мокрым, круглым,…)? «Чем может быть?» Воспитатель называет предмет, а ребенок продолжает называть его свойства.


«Польза - вред» Воспитатель называет предмет, а дети, в зависимости от свойства предмета, объясняют его пользу и вред. «Преврати себя» Например: ребенок превращается в цветок… О чем он мечтает? Что он видит ночью? Кого боится? О чем шепчутся лепестки? «Кто у кого» Воспитатель бросает мяч всем детям по очереди, называя животное, а ребенок возвращая мяч называет его детеныша.


Активизация познавательной деятельности детей; - создание мотивационных установок на проявление творчества; - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; -формирование осознанности в построении лексико- грамматических конструкций; -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.


У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТРИЗ в детском саду Старший воспитатель А. Г. Фунтова Фестиваль инноваций в ДОУ

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века. Автор- отечественный изобретатель Г.С. Альтшуллер.

РТВ – развитие творческого воображения. Курс РТВ – составная часть ТРИЗ

ТРИЗ - ПЕДАГОГИКА – человек: ТВОРЧЕСКИЙ и ТВОРЯЩИЙ АРСЕНАЛ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ СИСТЕМНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

ТРИЗ в дошкольном детстве - ВОЗМОЖНОСТЬ В ПЕРИОД ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РАСКРЫТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЖДОГО РЕБЕНКА

Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления: Гибкости, Подвижности, Системности, Диалектичности, Поисковой активности, Стремления к новизне, Развития речи, Развитие творческого воображения.

Уникальность технологии ТРИЗ в том, что она может быть использована в работе Начинающих педагогов Опытных педагогов, Педагогов, прошедших обучение по данному курсу.

Метод контрольных (наводящих) вопросов Цель: формировать представления о признаках предметов, явлений…, Развивать воображение, познавательную активность Сущность метода в том, что воспитатель заранее готовит вопросы, наводящие ребенка на ответ. В процессе метода используется «память» всех анализаторов (тактильный, зрительный….)

Методика проведения: В младших группах простые вопросы: - Как называется? Как играть? Какого цвета? В старших группах вопросы сложнее. Какие особенности? Чем можно заменить? Воспитатель дает подсказку (загадку), просит отгадать, что это за предмет. Например:«Соленый, зеленый, хрустящий, овальный, ароматный, мокрый…» (соленый огурец). (хорошо использовать модель схемы: среда обитания – части тела – характерные особенности – кто ухаживает – какая помощь и т.д.) Результат: Позволяет формировать представления о признаках предметов, явлений…, Развивает мышление, воображение, познавательную активность…..

Метод проб и ошибок Цель: Развитие воображения, умения смоделировать и оценить ситуацию. Сущность метода: Последовательное выдвижение вариантов решения. Если выдвинутое решение не устраивает, то его отбрасывают и выдвигают другое. Воспитатель задает главный вопрос метода: «А что было бы, если бы….?». Обсуждение с детьми «+» и «-» моментов данного решения. Принятие идеи, или выдвижение следующей. Значимость метода: Развивает логическое мышление, Позволяет ребенку самому найти и смоделировать позитивную ситуацию.

Метод каталога (нанизывание на нитку) Цель: Развивать навыки анализа и синтеза. Развивать творческое воображение, фантазию. Сущность метода: Усовершенствование предметов, через присвоение качеств других предметов Группирование предметов

Методика проведения: Усовершенствование предмета за счет использования качеств других предметов Машина Часы (свойства) Круглые Ходят блестящие Галоши(свойства) Черные, Блестящие Удобные, непромокаемые

Группирование предметов Чайная посуда ложка кастрюля кружка сковорода пиала чашка блюдце Значимость метода: Развитие логического мышления. Развитие умений анализировать.

Метод ресурсов Цель: Развитие фантазии, умения моделировать. Сущность метода: Замена вредного действия энергии «полей» на объект (предмет). Виды «полей» Механическое; Химическое; Аккустическое; Электрическое; Тепловое; Магнитное.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям заменить (внести) действие любого «поля» для предотвращения неблагоприятного действия и получения благополучного результата. Например: Сказка «Три поросенка» 1.Химическое поле: «Взял Наф-Наф дезодорант с запахом перца и разбрызгал его вокруг своего домика. Подошел волк к домику, да как начал чихать…..» 2.Механическое поле: «Вырыл Нуф – Нуф вокруг своего дома глубокий ров, а по краю посадил шиповник. Пришел волк….» 3.Аккустическое поле: «Расставил Ниф-Ниф вокруг своего домика звуковые датчики. Пришел волк, а датчики как завоют пожарной сиреной…..» Значимость метода: Развитие творческого воображения.

Метод мозгового штурма Цель: Развитие быстроты мыслительных процессов Сущность метода: Хоровые ответы детей; не нужно устанавливать авторство; запрещается критика. Методика проведения: Воспитатель задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем разбирает с детьми. Значимость метода: Позволяет активизировать мыслительную деятельность, дает каждому ребенку возможность высказать любое свое мнение (предположение) без оценивания ответа.

Метод синектики Цель: Развитие творческого мышления, памяти Сущность метода: Усовершенствованный и упорядоченный «мозговой штурм» Методика проведения: Воспитатель направляет ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий. В младшем возрасте вопросы простые: На что похоже? На ежа. Он колючий. В старшем возрасте: На что похожа лента? На хорошую ровную асфальтированную дорогу, на речку в погожий день.

СРАВНЕНИЕ ЖИВЫХ И НЕЖИВЫХ ПРЕДМЕТОВ ЭМПАТИЯ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ МЕТОД СИНЕКТИКИ

Прямая аналогия Цель: Учить сравнивать предмет с различными объектами (на что похож?) Критерии прямой аналогии: По форме, По цвету, По структуре, По ситуации, По свойствам, По характеру, Игра «Цепочка слов» «ДОМ» Как печенье Как елка Как кубик Бабушкин Теплый Добрый

Символическая аналогия Цель: Нахождение краткого символического описания задач или объектов. Задача или объект обозначается символами Сказка «Репка»

Символическая аналогия Видом символической аналогии является ГРАФИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ, в которой изображения еще более упрощены: Сказка «Репка

Фантастическая аналогия Цель: Перенесение проблемы в сказку, фантастику, легенду. Виды: По внешнему признаку По характеру По назначению Игра: Вы пришли в детский сад, а там нет взрослых. Кого вы нарисуете вместо Юлии Александровны? Бабу Ягу (лохматая, злая) Золушку (добрая, красивая)

Фантастическая аналогия Игра «Творческая ошибка» Вспомните слова, которые вы раньше неправильно произносили. «Лисапед» - велосипед, на котором ездит только к лиса Игра «Творческая ошибка» Замените одну букву в слове другой «М ЫЛО » – «Д ЫЛО » Это такое мыло, которое моет до – дыр, -до локтя…

Эмпатия - способность перенестись на место другого предмета или человека Младший возраст: Поиграть в «киску», «МАМУ», «бабочку».. Старший возраст: Я чувствую, что я превращаюсь -в ветерок, -в песенку, -в цветок. -Я-светлячок…. Игра «Точка зрения» Дети изображают не говорящие предметы, но говорят от их лица. «СТУЛ» Что чувствует стул вечером, когда уже все ушли. «Колобок» Что чувствует Колобок когда лиса его съела? А что чувствует лиса, когда хочет съесть Колобка? А что чувствует дорожка в лесу, по которой катится Колобок?

Сравнение живых и неживых объектов Цель: видеть общее и различие, что для чего принадлежит. Например: Заяц нарисованный и живой; Заяц и стол; Заяц и коробка Заяц и машина Заяц и дерево… Значение методов синектики: Развивают память, мышление, воображение.

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ Цель: - активизация интереса, -систематизация знаний, - формирование понятий относительности КНИГА хорошо плохо

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ В ситуациях В размерах В количестве В отношениях В системах В пространстве Во времени ВИДЫ противоречий

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ Сущность метода противоречий Восприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..) Методика проведения: Выбирается любой объект (действие, явление…) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты. Значимость метода: Понимание детьми противоречивости способствует воспитанию: качеств творческой личности, чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы, способности логически оценить свои действия.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Система – любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Цель: учить анализировать, обобщать и систематизировать Подсистемы -составные части (элементы), из которых состоит система. Надсистема - система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью. Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Мышление обычного человека несистемно. Если человеку говорят «дерево» - он видит ДЕРЕВО. Мышление творческого человека одновременно «зажигает» 3 экрана: - Дерево (система) Группа деревьев (надсистема) Ствол, ветки, листья, корень (подсистема)

СИСТЕМНЫЙ оператор зайчонок Каким был? заяц Кто? Этапы: 1этап - (младшие группы) только по горизонтали

2 этап – средние группы – Продолжаем открывать экраны по горизонтали зайчонок Каким был? заяц Кто? Зайчище Каким будет?

3 этап- открываем экраны по вертикали (вниз) Заяц Кто? Какие части тела?

4 этап- СТАРШИЕ ГРУППЫ – ВЫХОДИМ В НАДСИСТЕМУ (вверх) Среда обитания ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ? Заяц Кто? Какие части тела?

В СТАРШИХ ГРУППАХ ВЫХОДИМ СНАЧАЛА НА «пятиэкранку» ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ? КЕМ БЫЛ? КТО? КЕМ БУДЕТ? ЧАСТИ ТЕЛА

Затем на «девятиэкранку»: 3 этап Надсистема в прошлом Среда обитания Надсистема в настоящем Среда обитания Надсистема в будущем Среда обитания 1 этап система в прошлом Кем был? система в настоящем КТО? система в будущем Кем будет? 2 этап подсистема в прошлом Части система в прошлом Части система в будущем Части

3 этап Где можно встретить Лес, парк Где можно встретить *Лес, парк Где можно встретить Лес, парк 1 этап Что было? Росток * ДЕРЕВО * Что будет? пень * 2 этап Части Корень, стебель, почки *Части Корень, Ствол, ветки, листья. Части Корень, коряга

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР Метод «системного анализа» позволяет: Знакомить с частями «предмета»; Рассмотреть «предмет» в динамике; Увидеть предмет одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте. Является одним из первых упражнений развития системного логического мышления.

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Цель: расширение представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный); развитие воображения, моделирование Сущность метода в представлении о том, что все предметы состоят из множества маленьких человечков, и от того, как они себя ведут, каким подчиняются командам зависит состояние вещества.

Человечки твердого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твердый, чтобы его разделить нужно приложить усилия. Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить. Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать.

Этапы метода: Моделирование объекта, вещества; Моделирование процессов, происходящих с веществом; Моделирование процессов взаимодействия двух предметов (+ - соединение; - разъединение, 0 - нейтральное).

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Развивает познавательную активность; Развивает процесс углубления познания вещей, явлений и процессов; Знакомит с элементами диалектики: анализ, синтез, совокупность… Знакомит с формами и методами моделирования предметов, процессов, поведения.

Метод фокальных объектов Цель: Установление логических и смысловых связей, Сущность: Прием фантазирования, при котором на «фокальный» объект переносятся свойства других объектов. Дает возможность вообразить и создать словесный образ до этого незнакомый. Методика проведения. * В младшем возрасте используется в качестве метода каталога. Метод используется со средней группы, т.к. требует наличия базы знаний и развития психических процессов (анализ, синтез, сравнение). 1.Задается слово, обозначающее предмет (стол). 2.К нему называются дополнительные слова, обозначающие предметы (любые, ничем не связанные).В средней группе – 2-3 предмета; в старших группах- 3-4 предмета. 3.Выявляются свойства дополнительно названных предметов. 4.Наделяя этими признаками заданный предмет (стол) обсуждается с детьми чем новый образ заданного предмета хорош, чем плох; удобен, не удобен; полезен или нет и т.д.

Стол Снег Колесо Кукла белый круглое нарядная холодный резиновое большая искрится надутое ватная Значимость метода: Развитие фантазии, словотворчества.

Метод РВС Цель: Преодоление «инертности» мышления, расширение пространственно- временных представлений Сущность: Введение оператора РВС позволяет преодолеть противоречия путем разделения свойств во времени и пространстве. Оператор РВС: Р - размер В - время С - стоимость Значение метода: Отказ от стереотипов, самостоятельный поиск решения проблемы (задачи)

Метод морфологического анализа: Цель: овладение приемом фантазирования, при котором вначале выделяются составные части объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов. Методы проведения: Предмет Качества, которые хочу… легкая прозрачная Быстрая 2-х местная Машина кабина Нана-материалы стекло Колесо руль пластик салон

Прогнозирование –прием фантазирования, при котором будущее рассматривается на трех уровнях: Объект Функция (для чего нужен) Пример Отсутствуют недостатки Сохраняется Карандаши не будут ломаться нет Выполняется Рисунок на компьютере нет Не нужна?

Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: 1.Функция и противоречия в данном объекте; 2.Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует); 3.Анализ ситуации: данный объект на земле остался один- единственный. Какие могут быть последствия? 4.Анализ ситуации: объект исчез. Как будет выполняться функция? 5.Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется? 6.Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными)

Методика использования загадок Цель: Овладение приемами анализа, синтеза, моделирования ситуации, развитие форм речевой. Сущность метода: Систематизация предметов и явлений; построение моделей; развитие ассоциативного мышления Методика проведения: Загадка- творчество, доступное детям с 4-5 летнего возраста. В процессе обучения используются приемы:

Прием Цель Примечания На пороге страны загадок Создание интереса, побуждение к задумыванию сказки о стране Загадок Что вы знаете о стране Загадок?. А ведь это целая страна с горами, реками…А что такое река- загадка? Может ее нет?, а может все- таки она есть? Попробуйте ответить на этот вопрос сами. Город самых простых загадок Обучение систематизации предметов по признакам Чтобы загадать какой- нибудь предмет, его нужно описать по форме, цвету, сравнить размер с другими размерами, выявить материал из которого он изготовлен. Город Пяти чувств Обучение использованию своих органов чувств в качестве источников информации для решения задач. У человека 5 чувств – пять улиц в городе, по которым надо пройти: по улице Зрения, с завязанными глазами…(Слуха, Осязания, Обоняния, Вкуса).

Город похожестей и непохожестей Развитие ассоциативного образного мышления, обучение сравнению предметов и явлений Пропуск в город – любой предмет, нужно задать вопрос: «На что она похожа?». В городе «загадочные предметы живут в кругу друзей, на которых они похожи» Похожие предметы не прячутся и с удовольствием рассказывают, что у них общего и различного с «героем сказки» Город загадочных частей Познакомить детей с понятием подсистемы (части предмета) В городе живут странные предметы: одни из них любят «разобраться», другие, только высовывают из окон свою часть. В городе ПОХОЖЕСТЕЙ и НЕПОХОЖЕСТЕЙ находятся улицы: Неоконченных картин, Молчаливых загадок, Разобранных предметов, похожих частей…

Город загадочных мест Формирование понятия о надсистеме – окружении объекта, о том, частью чего он является В городе предметы рассказывают о том, где их можно отыскать. Город загадочных дел Формирование понятия о функциях предметов (главных и второстепенных, явных и скрытых). В городе живут предметы, которые кому- то служат; их названия говорят для чего они служат (расческа, скрипка, указка, будильник). А если придумать по этому же принципу названия другим вещам? –Затемнялки – шторы, Освещалки – лампочка…. Город противоречий Формирование понятия противоречие, обучение простейшим способам разрешения противоречий 1 шаг – научить видеть во всем положительное и отрицательное (улица Спорщиков);

« Да- Нет- ка» – вид загадки, которую нужно отгадывать при помощи вопросов, где ответ будет только «Да» или «Нет». Цель: формирование логического мышления Методика проведения: Задачи решаются постепенным сужением круга поиска. «Да- нет- ки» бывают: - объектными - загадывается один объект; -ситуационными (детективными)-загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло; -числовая –выяснить какое число «от» и «до» загадали; -плоскостная –предметы расположены в одной плоскости (на столе…); -объемная – предметы расположены в пространстве (в этой комнате…);

«Кит и кот»- прием конструирования сказок, в котором происходит замена одного героя на другого, созвучного по имени. Сущность: схожие по звучанию слова меняются буквами. Соответственно происходит и замена функций. Такое перемещение порождает противоречия. Так получается сказочная канва. 1.Вариант « До - сказка»- прием придумывания новых эпизодов, которые могли бы случиться с героем 2.вариант. « Сочинение новой сказки» - «Поиск источника сюжета»- дать детям задание (на дом) придумать как можно больше пар слов, отличающихся одной буквой. Затем из самых понравившихся придумать сказку. -«Несказки »- выявить их основные функции и свойства; определить надсистемы и сопутствующие системы для героев.

Используя таблицу составим несказочные предложения герой Где встречается Что вокруг Чем занимается ворона В городе В поле Люди, дома, машины Забор, пугало, зерно Летает, каркает, тащит блестящие предметы, клюет червяков, зерно корона На голове королевы В музее Король, придворные, слуги, дворец. Музейные экспонаты, экскурсанты, экскурсовод Знак королевского отличия Украшение

Превращение «Несказки» в «Сказку» Меняем линейки с именами героев и снова обращаемся к таблице: Ворона на голове у королевы.. Корона в поле… -Развитие сюжета Рассмотреть выбранные ситуации и ответить на вопросы: Какая кому может быть от этого польза? Какой вред? Что подумают люди (звери, предметы) оказавшиеся рядом? -«Связка» Связать персонажи сказки. Связку можно осуществить через общую надсистему или посредника, место. При этом возникает ключевая задача сказки -«До-сказка новой сказки» Решаем задачу, ищем и устраняем несоответствия в придуманном сюжете. При этом не вводим новые персонажи, а обходимся теми, что есть.

Методика использования загадок Результат: отмена прямого репродуктивного метода обучения детей; овладение детьми сложными мыслительными операциями через решение нестандартных задач

Спасибо за внимание! Будем рады сотрудничеству с Вами Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Огонек»