Луцева И.Ю. Проблема детства в современном мире

Современный мир — это мир компьютерных технологий и всевозможных инноваций в мире техники и науки. Сегодня каждый без исключения ребенок, даже самый маленький находит общий язык с техникой. И очень многие дети предпочитают общение в социальных сетях, исключая живые встречи со своими сверстниками.

Реальный пример из жизни:
Маленький Мишенька 4 лет, уже хорошо разбирается в компьютерах. И с удовольствием сидит(или лежит) на диване с планшетом, смотрит мультики, играя в игры… А на улице замечательная погода, тепло и солнечно. Но ему это не интересно… А ещё, старшая сестра, Катюша, 12 лет, уже достаточно большая девочка, и казалось бы уже многое в чем могла помочь маме по дому. Мама работает, приходя с работы бежит покормить и проверить старенькую бабушку в соседнем подъезде. Потом приготовить ужин, помыть посуду, убраться и тд. А тем временем Катюша, вместо того чтобы помочь маме – играет с телефоном (гаджетом)…
И помогать маме не желает.
Как же быть? Мама устала, и ей проще всё быстро сделать самой, чем уговаривать помочь….
Знакомая ситуация?
Что же делать?

Этот вопрос задают сами себе множество родителей и находятся в замешательстве при выборе стратегий воспитания и мер наказания. Существует множество методик, которые позволяют стать более опытным родителем. Прибегая к ним можно улучшить, а во многих случаях и полностью искоренить поведение и привычки детей, которые раздражают или беспокоят.

Проблемы, с которыми сталкиваются современные родители:
Почему воспитание детей в современном мире стало довольно сложным занятием, а родительские обязанности стали еще больше?
Сегодня проблемы, с которыми сталкиваются родители, в значительной степени отличаются от тех, с которыми имели дело наши родители. Существует огромное количество причин, по которым родители испытывают стресс.
У многих людей небольшие семьи, состоящие всего из трех или четырех человек и нет по близости родственников, которые смогли бы придти на помощь. Родители должны исполнять огромное количество разных обязанностей, особенно в семьях, где оба работают и работают по 20 часов в день, чтобы обеспечить лучшую жизнь для своих детей, порой даже забывая о том, что у них есть дети. Внимание является неотъемлемой частью в воспитании ребёнка.
Нет внимания и ребёнок предоставлен сам себе и не редко это и является основной проблемой в воспитании детей, с которой сталкиваются родители.

Современные технологии отняли у родителей возможность полностью «забыться». Все возможные гаджеты попали во все области жизни. С одной стороны, все коммуникации способны облегчить жизнь, с другой стороны, родители вынуждены реагировать на них постоянно.
И дети всё больше и больше находятся в интернете, и всё чаще общаются в соц.сетях, забывая о живом общении и играх.

Ещё один стресс для родителей — это количество различных кружков для их чад, и многие уроки начинаются уже в детсадовском возрасте. Родители хотят дать своим детям все самое лучшее и полезное . Поэтому многие считают, если их ребенок посещает, как можно больше секций и кружков он будет более развит и не задумываются о том, что просто-напросто перегружают своих детей. В итоге у ребенка пропадает интерес ко всем этим занятиям, он становится раздражительным и не управляемым. Как так родитель хочет для него лучшей доли, а он ещё противится этому. И на этой почве не редко возникает конфликт между родителями и детьми.

Ради безопасности детей, из-за всевозможных угроз из внешнего мира многие родители запрещают детям выходить на улицу, и им ничего не остается, как сидеть за компьютером в интернете. А интернет, как известно, несёт не меньше угроз для детей.

Современные родители , испытывают стресс и по любому поводу начинают обвинять, ругать, осуждать и кричать на детей, чтобы уложиться в определенный срок. Так же поведение родителей во многом влияет на детей. Родитель, который оказывает положительное внимание на своего ребёнка, а именно даёт ему заботу, ласку, объятия, улыбку, вместо раздражения и критики по поводу и без, получает в ответ такие же положительные эмоции и от ребёнка. Хвалить ребёнка нужно как можно чаще, даже если он делает, что- то не совсем правильно. Но все-таки он это делает самостоятельно и учится методом проб и ошибок. От этого он становится более уверенным в себе и чувствует поддержку со стороны родителей. И все остаются довольными и дети и родители.
А ребенок, который большую часть времени слышит упрёки в свой адрес и получает раздражительные взгляды, становится не уверенной в себе личностью, не способной порадовать своих родителей и заслужить их доверие.

Основные стратегии воспитания современного ребенка:

И так разберемся, как же надо правильно воспитывать современного ребенка, что бы он мог слушать и слышать своего родителя.
Одна из главных задач для родителей – это для начала выделить проблемные зоны в семье, но не нужно пытаться решить все проблемы за один раз, если их много. Важно найти время, чтобы вместе обсудить существующие проблемы в семье и решить, что нужно изменить.
Для многих родителей одна из самых неприятных вещей в семейной жизни – это то, что им приходится повторять свои просьбы по много раз. Чтобы этого не происходило, нужно позитивно подходить к каждому вопросу воспитания.
Чтобы ребенок вас услышал, необходимо изменить свое поведение и добиться того, чтобы ребенок услышал все то, что от него хотят.

Нужно перестать делать то, что делаете и подойти к ребенку, чтобы он увидел вас;
Подождите, пока ребенок закончит то дело, которым он занят;
Дайте ребёнку указание – только один раз;
Пусть он его повторит;
Стойте и ждите;
Хвалите ребенка и тоже научитесь его слушать и прислушиваться к нему.

Если изменить, прежде всего, своё поведение, ребёнок научится слышать, слушать и понимать, не забывая о том, что нужно слышать и понимать его в ответ. Только тогда можно добиться успехов в воспитании ребёнка.

1. Компьютер и всевозможные инновации – это замечательно, Но злоупотреблять ими в детском возрасте нельзя. Не более 1-2 часа в день. Иначе ребенок становится раздражительным, капризным. Не желает никого слушаться, ни хочет помогать.
2. Старайтесь больше проводить время с ребенком. Гулять на свежем воздухе.
3. Заинтересуйте его чем-нибудь, сходите вместе в театр, на выставку и тп.
4. Играйте в подвижные игры.
5. Пусть дети чаще общаются со своими сверстниками.
6. Приучайте помогать взрослым, маленьким, более слабым. Развивайте доброту и добрые качества ребенка.
7. Приучайте любовь к животным, учите любить мир природы. Научите детей любить и заботится о них.
8. Развивайте любовь к труду. Пусть ребенок видит как трудятся взрослые, дайте возможность помочь. И похвалите его.

Все перечисленные мной советы нужно выполнять. И тогда ребенок научится ориентироваться в жизни, найдет в ней свое место. Вырастит счастливым человеком и полезным обществу (как это не банально и звучит).

Развивайте в нем такие качества как: доброта, ум, любовь, любовь к родителям, любовь к старшим, пожилым, слабым и беззащитным. Что бы он мог в любую минуту прийти на помощь.
Формируйте любовь к природе и к братьям нашим меньшим — животным. Научите видеть красоту природы.
Формирование у детей доброго и бережного отношения к окружающему миру не появляется само по себе. Его надо воспитывать.
И формировать все эти качества надо на понятном, близком и доступном им (детям) содержании. Материальная основа такого содержания должна действительно принадлежать детям и находится в их полном распоряжении (игрушки и тп.).

И ваш ребенок вырастет добрым, честным, трудолюбивым и порядочным человеком!

Надеюсь моя статья кому-то поможет. Будьте счастливы!

Миронова В.Д.

Статусы, фото и картинки, посвященные советскому детству, вызывают у нынешних родителей ностальгию и горькое «А вот сейчас…». И дальше идет речитативом: соцсети, смартфоны, не читают, не любят природу, потерянное поколение, вот мы в их возрасте… Свалить все на растлевающее влияние прогресса – проще простого. Во времена нашего детства эту роль с блеском играла «плохая компания», помните? «Мой Петенька – золото, добрый и послушный. Это на него дружки так влияют, двоечники-бездельники», – причитали матери местных хулиганов. А значит и Петенька ни при чем, и ответственность с себя можно снять. Ну, что тут сделаешь?

Не надо идеала

С гаджетами зачастую то же самое: в наше время их не было, все сплошь ходили в библиотеки, играли в резиночки и собирали металлолом. А вот сейчас… И все – ситуация объявляется безнадежной, а мама уходит, заметьте, не в библиотеку или за металлоломом, а в соцсеть – лайкать картинки с советскими школьниками, играющими в классики.

А ведь для начала хорошо бы вспомнить свое собственное детство. Так, по-честному, без лубка и идеализации. Да, были резиночки и казаки-разбойники. Но были и карты, сигареты тайком и матные анекдоты, которые травили «взрослые» шести-семиклассники. И они, положа руку на сердце, не очень-то читали книги. Да, мы смотрели добрые мультфильмы про Карлсона и дядю Федора. А «Санту-Барбару» и «Просто Марию», когда они только появились – разве нет? Да, мы ценили друзей не за смартфоны – их не было. Но разве не мы же чуть позже собирались у одноклассника поиграть в невероятно крутые Денди и Сегу, просиживая часами за виртуальными битвами?

Всегда были те, кто строил скворечники и переводил бабушек, и те, кто мусорил в подъездах и бил лампочки. Как и сейчас множество детей занимаются спортом и танцуют, пишут рецензии и эссе, учат языки и помогают старшим. А проблемы – они не в современном мире, а внутри семьи, ребенка, школьного коллектива. И если начать с них, эффект будет куда лучше.

Профилактические меры

Но проблему компьютерной зависимости никто не отменял. Да, много школьников и подростков буквально живут в виртуальной реальности. Часто – в ущерб реальности обычной. Что можно сделать, чтобы это предотвратить?

1. Отсутствие проблем с общением и самореализацией

Психологи говорят, что часто в связке «не интересует реальный мир» и «сидит за компьютером сутками» родители путают причинно-следственную связь. Гаджет – не злобный маг и чародей, способный превратить умненького, активного общительного и веселого ребенка в бледного Кащея, чахнущего над смартфоном. Зависимость и нездоровое пристрастие начинается с проблем в реальном, не компьютерном мире. Нет интересов, не получается найти общий язык с ровесниками, одолевает чувство одиночества – и ребенок прибегает к самому простому и доступному средству занять себя. И начинать надо не с сейфа, где хранятся ноутбуки, а с разговора и решения внутренних проблем.

С малышами, которые цепляются за мамин телефон и требуют игрушку, зачастую то же самое: ребенка не учат играть, познавать мир, рисовать, а чтобы не мешал, занятая мама дает «на пять минуточек» такую интересную штуку с волшебным экранчиком. А потом, месяц-другой спустя, сокрушается: «Что делать? Как отучить?». Ответ – не просто не приучать, а показать альтернативу. Действительно интересную, а не «займись же чем-нибудь!».

2. Отсутствие запретного плода

Есть, есть такие дети – немного, но все-таки. Им из принципиальных соображений не покупают «эту пошлую Барби» или «эту ужасную кофточку со стразами», а потом – жестко ограждают от гаджетов. Телефон – чтобы звонить! Возьми старый папин и не возмущайся. Они не возмущаются и даже поддакивают: да, конечно, а вот Маше подарили айфон, и она им так гордится, было бы чем. Дети вообще часто говорят то, что мы хотим услышать. А на перемене хвостиком ходят за машей-сашей-пашей, в надежде, что им дадут поиграть.

Когда взрослый принципиально отказывается от перепотребления и модных вещей, это его выбор. Когда навязывает ребенку – это опять его, взрослого, выбор. И создание очередной детской мечты, запретной и сладкой. Вспомните, что чаще всего, получив самостоятельность, срываются именно домашние девочки, которым надо было дома быть «ровно в девять».

3. Последовательность

Посмотрите, что делают и говорят родители: «Прочитай 20 страниц, потом пущу за компьютер». «Будешь хорошо учиться – получишь планшет на окончание года». Чему здесь присвоен статус скучной обязаловки, а чему – статус награды?

И откуда говорит это большинство пап и мам? Из-за экрана монитора или уткнувшись в планшет. Мы говорим о том, как прекрасен мир вокруг, как хорошо ходить в гости и гулять, а сами заходим разве что на чьи-то странички. А ведь то, что ребенка учат не слова, а родительский пример – прописная истина.

Помогите чаду найти баланс между пользой и развлечением, между виртуальным и реальным – на собственном примере. Ведь новые технологии дают массу полезных и интересных возможностей: искать книги и фильмы, смотреть картины любой из мировых галерей, создавать свои фото. Перефразируя известный афоризм, тот, что про деньги, гаджеты – плохой господин, но хороший слуга. Не лучшая цель, но во многих случаях – отличное средство.

Марина Беленькая

Общества различаются по тому, какая возрастная группа обладает наибольшим статусом. В традиционных культурах статус индивида неуклонно повышается с числом прожитых лет, и старики обладают абсолютным авторитетом. В индустриальном обществе наибольшее влияние имеют трудоспособные взрослые, оттесняя пенсионеров на периферию. В современном обществе, в котором наибольшей ценностью становится юность, принадлежность к молодому поколению становится ценностью на рынке труда. Специфику современного индустриального и постиндустриального общества составляет всевозрастающая скорость изменений, а разрыв между культурой различных поколений все больше усиливается. В 70-х гг. XX столетия по мере роста скорости изменений во внешней среде внутренние различия между молодежью и стариками неизбежно становятся все более заметными. Темп изменений становится настолько интенсивным, что несколько лет разницы дает большие различия в жизненном опыте человека. Молодое поколение как носитель самых современных знаний и лучше подготовленное к будущему приобретает более высокий статус, чем их родители. Взрослые начинают подражать детям, осваивать их стиль одежды, их жаргон, слушать их музыку. Стало модным снимать большие игровые фильмы для взрослых по мультфильмам и компьютерным играм.

Детское видение мира в настоящее время становится универсальным . Интерес к детству проявляется все более пристально , а образ ребенка занимает все более значимое место в мире взрослых.

Глубинные изменения современного детства раскрыты и глубоко проанализированы Д. И. Фельдштейном. Смысл этих изменений, вскрытый им, - «цивилизационный слом»: «...возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывает массовый психологический стресс, который тяжело сказывается на общем духовном и физическом здоровье людей». «Весьма тревожно, что... наблюдается отстранение взрослого Мира от Мира детства. По сути, дети сегодня вышли из системы постоянного контакта со взрослыми», - считает Д. И. Фельдштейн. К наиболее тревожным факторам, определяющим глубинные изменения растущих людей, относят: 1) маркетизацию, этику рынка, усиливающую ориентацию детей на потребление; 2) адопцию (усыновление), отрывающую ребенка от культурных традиций общества и его истории; 3) маргинализацию - неравный доступ к образовательным ресурсам, рост девиаций и многое другое. Современные исследования показывают, что ребенок стал другим. Д. И. Фельдштейн выделил 13 позиций, раскрывающих эти изменения:

  • 1) снижение когнитивного развития детей;
  • 2) снижение энергичности детей, возрастание эмоционального дискомфорта;
  • 3) обеднение уровня развития сюжетно-ролевой игры, что приводит к недоразвитию мотивациоппо-потребпостной сферы ребенка, а также его воли и произвольности;
  • 4) снижение детской любознательности и воображения;
  • 5) дефицит произвольности;
  • 6) недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер;
  • 7) приобщение детей к телевизору с раннего возраста имеет тяжелые последствия, таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция;
  • 8) обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности;
  • 9) увеличение детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности;
  • 10) интенсификация натиска информационных потоков, прежде всего телевидения и Интернета.

Факторы интенсивного изменения детства . В больших российских городах у современных детей не оказалось дворов - «пространства жизни с воздухом свободы» (Б. Окуджава), а в сельской местности - игровых околиц. Детские психиатры и психотерапевты говорят: у детей отняли игровые дворы, и тогда им пришлось занять чердаки и подвалы.

Демократизация детской жизни , юридические свободы, зафиксированные в международных, государственных и других документах, и ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности, фактическое лишение неотъемлемого права ребенка на игру, прежде всего традиционную для всех культур - игру со сверстниками.

Ценность детей и брака , формирование родительских установок и особой эмоциональной связи с ребенком, жизнь семьи «ради детей» - и резкое снижение рождаемости, осознанное безбрачие: «...ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемости, - таков парадокс нашего времени».

Повышение в последнее десятилетие уровня жизни ребенка (рост потребления товаров и услуг, повышение жизненного комфорта, механизация быта, количество и качество детской индустрии развлечений - книг, фильмов, игрушек для детей и пр.) - и снижение качества жизни (субъективной удовлетворенности ребенка условиями его бытия, его психоэмоциональное благополучие, оптимизм).

К существенным издержкам процесса социализации современной молодежи относят выраженный инфантилизм значительной ее части, который вызван особенностями игрового сознания, убежденного в своей защищенности от обязанностей и тягот повседневности. Игра с действительностью, или игра в иллюзорный мир, что выражается в модных молодежных сообществах, живущих по законам виртуальной реальности, в длительной материальной и бытовой зависимости от родителей и т.д., основывается на затаенном желании отказаться от тех социальных прав, реализация которых связана с практически-ориентировапными усилиями и вместе с этим от прав и обязанностей, предполагаемых «взрослой» жизнью.

Право на детство гипертрофируется до права на вечное детство , что, по сути своей , есть отказ от права на взрослость.

Произошли серьезные смещения в мотивационно-потребностной сфере детей - появление новых , очень сомнительных ценностей , негативный сдвиг мотивов и т.д. В значительной степени это связано с потерей и отсутствием устойчивых общественно выработанных ориентиров, четкости позиций в отношениях к действительности самого взрослого общества. Сведены к минимуму структуры, обеспечивающие формирование детского социума, в частности различные детские самодеятельные объединения, значение которых не может быть перекрыто различными предметными секциями, кружками и другими внеклассными формами воспитательной работы. Дети испытывают потребность в развитии многоплановых связей между собой в разных возрастах, в организации особых социальных структур, значимых как во взрослом, так и в детском мире. При отсутствии подобных позитивных структур потребность в связях со сверстниками подрастающие дети реализуют в субкультурах определенных групп, в стихийных объединениях, в малых, часто с негативной направленностью, группах, проявляясь по-своему в массовых шоу и дискотеках.

Современный ребенок с раннего возраста свободно обращается с телевизором, компьютером, смартфоном, планшетом и другими электронными средствами. Он осваивает все это как уже решенные задачи, исходную позицию. Дети схватывают самый высокий , достигнутый уровень. Между тем для взрослых задачи эти еще находятся в процессе разработки , заключают процесс решения. Более того, имея дело с новыми электронными, компьютерными игрушками, играми и пр., ребенок в своих отношениях к ним ставит вопросы, которые требуют осмысления их взрослыми.

Сложилась трудная и неадекватная потребностям детей и задачам воспитания ситуация в построении отношений детей с взрослым миром. С одной стороны, взрослый мир как бы приблизился: дети стали не только более раскованными по отношению к взрослым, более уверенными, а нередко и снисходительно-презрительными, что связано с большей доступностью информации, с тем, что почти все ранее запретное стало доступным и дозволенным, появилась определенная независимость детей. С другой стороны, одновременно взрослый мир отдалился, так как взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и не предстают перед ними в четкой позиции своего отношения, своих требований. При этом дети старших возрастов - подростки и старшеклассники - сохраняют реально в глазах близких взрослых и взрослого мира в целом положение ребенка. Дети не включаются в сферу деятельности общества и в обсуждение на доступном уровне тех экономических, экологических, социально- политических и других проблем, которыми живут взрослые.

В школе до сих пор не создаются в должной мере возможности включения детей в ситуации , требующие проявления ими личностной социальной активности , самоопределения и ответственности. Очевидно резкое противоречие между ускоренным общим социальным развитием детей, связанным с условным приобщением к миру взрослых, и закрытыми для них возможностями реального социального функционирования и реальных личностно значимых путей социализации и индивидуализации.

В современных условиях появилось и качественно новое обстоятельство, значительно усложняющее процесс становления личности растущего человека, как уже говорилось, - лавинообразная , неуправляемая , неконтролируемая информация с кино-, телеэкранов и экрана монитора компьютера, страниц журналов и газет разного уровня достоинства и сомнительности. Весь специально подаваемый ребенку материал от учебных предметов до нравственных установок, как бы широк он ни был и как бы ни старались родители и преподаватели, находится в одном русле со значительно большим потоком этой свободной информации.

Современное детство значительно растянулось во времени , удлинилось в развитых странах за последние 100-130 лет на 1/3 - с 12 до 18-летнего рубежа. Одновременно происходит все более динамичное развитие внутри каждой ступени (стадии) детства.

Возникли серьезные проблемы нравственного воспитания : очевидные симпатии и доверие части детей к «новым ценностям» - прагматизму и индивидуализму на фоне настойчивых призывов быть конкурентноспособным и успешным, часто любой ценой; рост агрессивности , безнравственных поступков , случаев насилия по отношению к сверстникам, взрослым, педагогам. Агрессивность и нечуткое отношение к людям констатируют и зарубежные исследователи. Анализируя «мотивы все возрастающей жестокости школьников», современный японский исследователь С. Мураяма приходит к выводу: «Дети, совершившие жесточайшие преступления, ничем не отличались от сверстников: ни в семейном, ни в психологическом, ни в экономическом отношении - такие же, как все». Бесчеловечность их поступков он объясняет опустошенностью их внутреннего мира, потерей чувствительности к живому: это «люди с синдромами робота». Способствуют этому и многие современные игрушки - куклы Барби, монстры, зомби и т.п., создающие антигуманную игровую среду. Все это свидетельствует о необходимости разработки экологии детства , направленной на разработку путей решения проблем детства и создания для детей комфортной и благополучной среды обитания и жизнедеятельности.

Детство является социальным феноменом, но идея Детства свойственна далеко не каждому обществу. Нейл Постмен в своей книге «Исчезновение детства», ставшей бестселлером, зловеще-фаталистически предполагает, что если «идея детства» появилась на определенном этапе человеческой истории, то она может и исчезнуть. Нечто подобное уже происходит в современном мире. Исчезает детская одежда, детские игрушки и игры все больше носят ярко выраженный характер атрибутов и действий Мира Взрослых, причем не всегда лучших. Детские пороки и преступность мало чем отличаются от взрослых.

Четкое понимание всех очерченных проблем, их антрополого-педагогический анализ и осмысление направлены на поиск реальных путей решения проблем современного детства.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. В чем проявляется универсальность видения мира современными детьми и как это влияет на мир взрослых?
  • 2. Дайте характеристику и проиллюстрируйте примерами глубинные изменения современного детства.
  • 3. Обоснуйте пути нейтрализации отрицательных факторов интенсивного изменения детства.
  • 4. Я. Корчак сформулировал требования ребенка к взрослым. Как вы думаете , они соответствуют современным детям ? Обоснуйте свое мнение.

«Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.

Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших “побед”.

Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

Пусть мои страхи и опасения нс вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить, это поколеблет мою веру в вас.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: “Я вас ненавижу”. Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

Если вы мне говорите , что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, - я окажусь с прибылью.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что нс годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.

Я чувствую , когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне - я буду доверять вам.

Никогда даже не намекайте , что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажите мне все с глазу на глаз.

Не беспокойтесь , что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

Будьте внимательны , когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.

Относитесь компе также , как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

Мне важно знать от вас , что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами, что правильно, а что нет».

Перечислены не все требования, названные Я. Корчаком. Какие еще требования может предъявить современный ребенок к взросльш ?

Педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомичес­кие показатели, особенности протекания физиологических процес­сов, качественные изменения роста, развитие психики эмоциональ­но-волевой и действенно-практической сфер, степень духовно-нрав­ственной зрелости. В современных периодизациях детства отмеча­ются явления ускоренного физического развития детей (акселерации); их способность выдерживать значительные физические, эмоциональ­но-психические и интеллектуальные нагрузки; духовная готовность к вступлению в многообразные социальные отношения. К.Д.Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алафьева О.В.,

Воспитатель МБДОУ

детский сад № 57 «Радуга»

Предварительный просмотр:

Проблемы современного детства.

Периодизация детства и особенности развития детей.

Алафьева О.В.,

Воспитатель МБДОУ

детский сад № 57 «Радуга»

К. Д. Ушинский подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомические показатели, особенности протекания физиологических процессов, качественные изменения роста, развитие психики эмоционально-волевой и действенно-практической сфер, степень духовно-нравственной зрелости. В современных периодизациях детства отмечаются явления ускоренного физического развития детей (акселерации); их способность выдерживать значительные физические, эмоционально-психические и интеллектуальные нагрузки; духовная готовность к вступлению в многообразные социальные отношения.

В своем становлении ребенок проходит две стадии: биологическую, в течение девятимесячного развития в утробе матери, и социальную, в течение примерно 17-18 лет в различных формах социального воспитания. Периодизация социальной стадии имеет следующую структуру.

1. От рождения до 1 года - раннее младенчество. Это период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил к первоначальной адаптации.

2. От 1 года до 3 лет - собственно младенчество. Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов.

3. От 3 до 6 лет - раннее детство - период перехода из младенчества в детство. Время интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру. Все три периода - от рождения до 6 лет - называют еще преддошкольным и дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начинается для многих ребят с 6 лет. Оно осуществляется с учетом того, что полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематическому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает к 7 годам.

4. От 6 до 8 лет - собственно детство. В этот период происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду.

5. От 8 до 11 лет - предподростковый период - время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству. Вместе с периодом детства предподростковый период именуется еще и младшим школьным возрастом.

6. От 11 до 14 лет - отроческий, подростковый возраст - новый качественный этап в становлении человека. Его самыми характерными чертами являются: в физиологическом отношении--половое созревание, в психологическом - личностное самосознание, сознательное проявление индивидуальности. Подростковый период называют еще средним школьным возрастом.

7. От 14 до 18 лет - юношеский возраст - период завершения физического и психологического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. Девушки и юноши - старшие школьники - получают некоторую подготовку в области психологии и этики семейной жизни.

В каждый период возрастного становления ребенку важно достигнуть необходимой для этого периода полноты развития, психофизиологической и духовной зрелости, которая не всегда совпадает с возрастными рамками и требованиями школьного обучения. Так, шестилетки к концу периода все же еще не готовы к систематическим занятиям в школе. А старшеклассники требуют более решительного и интенсивного вовлечения их в общественную жизнь и производительный труд для обеспечения-эффективного нравственного; физического и гражданского созревания. Всякие попытки формирования развития детей за счет чрезмерного напряжения в раннем возрасте неизбежно ведут к перегрузкам и переутомлению, физическим и психическим срывам. Оберегание от труда и гражданской ответственности в период юности ведет к социальной инфантильности, к срывам в духовно-нравственном формировании.

Характеризуя каждый из названных возрастных периодов развития детей под углом зрения их духовно-нравственного становления, следует отметить ограниченность опыта реальных общественных отношений у дошкольников и младших школьников. Этим и объясняется их огромная тяга к накоплению впечатлений, стремление сориентироваться в жизни и утвердить себя. Дошкольники и младшие школьники способны оценить и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Они оценивают эти качества утилитарно-практически, а человеческую красоту видят во внешних, привлекательных, непосредственно созерцаемых формах одежды, приемах поведения и поступках. Период дошкольного и младшего школьного детства является самым важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. В этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование свойств и качеств личности, которые сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Подростковый возраст наиболее сложный в жизни детей. Это возраст закрепления приобретенного в раннем детстве нравственно-эстетического багажа, его осмысления и обогащения. Важная особенность в том, что ребенок переживает половое созревание. Реальная сложность его жизни заключается в постепенно нарастающей волне самоосознания, самопознания, самооценки себя в системе социальных отношений, в развитии нравственно-эстетического сознания и мышления. Если подросток ощущает и понимает, что гармонично включается в жизнь, находит удовлетворение своим потребностям, то и физиологические процессы протекают нормально. Если же он конфликтует со сверстниками и взрослыми, его интересы подавляются, одна за другой возникают противоречивые ситуации, то половое созревание усложняет угнетенное психическое состояние.

Подростки недалеко ушли от младших школьников, но уже перешагнули через барьер самосознания. Их еще очень сильно привлекает внешняя форма жизненных явлений, но уже интересует и их содержательное социальное наполнение. В восприятии нравственно-эстетического облика другого человека господствует функционально-романтический подход. Подросток оценивает эстетически не только внешний вид, но и отдельные, привлекающие его нравственные качества. Он выделяет, например, отвагу и смелость, активность и верность, справедливость и решительность. И в зависимости от их наличия или отсутствия судит о человеке в целом: хорош он или плох. красив или некрасив. Подростка может увлечь и асоциальный тип поведения, псевдоромантический образ жизни людей, совершающих правонарушения. Все это делает подростковый возраст периодом особого внимания со стороны взрослых и продуманного индивидуального подхода.

Не менее сложен и юношеский возраст. В этот период завершается физическое созревание человека, реально возникают условия для его психической и нравственно-эстетической зрелости. Юноши и девушки уже готовы к участию в общественно-производственной деятельности, в производительном труде. Однако пока еще семья и школа не обеспечивают необходимых условий, удерживают старшеклассников на положении подопечных, постоянно контролируемых людей, будто не способных к самостоятельным решениям, к ответственности за свое поведение и свои действия. Это препятствует развитию у юношей и девушек самодеятельности, становлению коллектива, осуществлению многосторонней деятельности общественных организаций, школьного ученического самоуправления.

Юноши и девушки способны к целостной нравственно-эстетической оценке человека в единстве его духовной и внешней физической красоты. Их сознание насыщено знаниями, впечатлениями, идеальными стремлениями, максималистскими требованиями к нравственному поведению человека. Отдельные старшеклассники, стремясь в своем максимализме к формированию в себе высоких нравственных качеств и общественных идеалов, не имеют возможности для их реального осуществления. В результате они внутренне «перегорают», успокаиваются, склоняются к равнодушию и скептицизму, уходят в «неформальные» объединения. Другие, преодолевая жизненные препятствия находят выход к реальным делам, ответственным общественным отношениям и формируются как цельные личности. Третьи проникаются мещанской житейской мудростью. В личной практике они убеждаются, что совсем не выгодно быть самим собой. Нужно казаться, лицедействовать, изображать из себя общественника и тогда можно неплохо устроиться.

Основной способ формирования личности старшеклассников состоит в разрешении противоречия между их готовностью к полноценной социальной жизни и ограниченностью, отставанием от жизни, содержания и организации их повседневной деятельности. Оно преодолевается на основе осуществляемого в условиях современной индустрии и передовых форм организации труда соединения обучения молодого поколения с производственным трудом.

Особенность отроческого и юношеского возрастов состоит в том, что подростки, юноши и девушки не всегда считают нужным и способным выразить свое нравственно-эстетическое отношение к жизни в эстетической форме. В их среде можно столкнуться с фактами, когда хорошие ребята выглядят комичными и жалкими или внешне ведут себя вызывающе грубо. Важно помочь подросткам разобраться в самих себе, найти адекватные формы самопроявления.

О сформированности у юного человека общественно ценного нравственно-эстетического отношения к жизни можно говорить тогда, когда его нравственно-эстетическое чувство и сознание выступают в качестве действенного стимула активной борьбы с безобразием, безнравственным и антиэстетичным. Это чувство и сознание превращаются во внутреннего контролера, не позволяющего переступить через нравственный закон. Оно становится совестью, средством самопрозрения и самонаказания, приносящим нравственное удовлетворение и душевное спокойствие или раскаяние и угрызение.

Так, для накопления жизненного опыта ощущений, эмоций и для их фиксаций есть известный период детства. Это - период, когда ребенок стремится в своем ознакомлении с внешним миром упражнять органы внешних чувств. Ему необходимы предметы, обладающие сенсорными стимулами. В более старшем возрасте один только сенсорные стимулы не удовлетворяют ребенка и задерживают его внимание лишь ненадолго; здесь нужны стимулы, соответствующие стремлению ребенка к грамоте, счету, знакомству с природой, строением родного языка, общественной жизнью, различными видами труда и т.д. Внешний материал развития, соответствующий развивающимся психическим нуждам ребенка, представляет собой как бы ступени лестницы, которые помогают ребенку подниматься наверх: эти ступени должны вести к становлению высших совершенств. Это и есть развитие личности.

Идея сензитивных периодов теснейшим образом привязала проблемы воспитания к решению проблем развития, условий, предпосылок и факторов развития.

В ряду трех факторов развития:. наследственности, воздействия окружающей среды и воспитания - последнее является самым существенным. Стало быть, если воспитание и не может сделать всего из каждого, то оно может содействовать тому, чтобы недостаточно ярко выраженные сами по себе природные наклонности получили развитие-путем упражнения и чтобы, наоборот, другие наклонности не развивались или совершенно затушевывались. Нет никакого сомнения, что от недостатка воспитания глохнут и гибнут выдающиеся, даже гениальные природные задатки.


ПРОБЛЕМА ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Луцева Ирина Юрьевна
Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"


Аннотация
В данной статье раскрыта проблема детства, показано отношение к детству в разные исторические периоды времени и на современном этапе развития общества. А так же рассмотрен современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

THE PROBLEM OF CHILDHOOD IN THE MODERN WORLD

Luceva Irina Yurevna
Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch "Rostov state economic University (rinkh)"


Abstract
This article considers the problem of childhood shows the relationship to childhood in different historical time periods and at the present stage of development of society. As well as considers the current stage of construction of new forms of relationships children and adults, the dominant indicator of which is the gap between the lives of children and adults.

Детство – один из важнейших периодов в жизни человека. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа до адаптированной к природе и обществу личности, способной брать на себя ответственность .

На сегодняшний день существует множество определений понятия «детство», а также разграничения его временных рамок.

Так, с точки зрения социологии детство есть не что иное, как постоянная и сменяемая естественным образом часть общества, которая выполняет ряд специфических функций, а также активно взаимодействует с обществом и отдельными его элементами. В физиологии и психологии детство представляет стадию жизненного цикла, в период которой начинает и продолжает развиваться организм, формируя свои важнейшие функции. А в социальной педагогике данный период жизни рассматривается как начальный этап социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, которые позволяют ребенку развиваться и функционировать в обществе .

Проблемой детства и закономерностями психического и личностного развития ребенка занимались такие ученые, как Л.С. Выготский П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.

Авторы предлагают большое количество концепций и принципов психофизического развития ребенка в этот период жизни, однако, на сегодняшний день нет единого мнения и ответа на вопрос о том, каким же должно быть детство и как нужно воспитывать подрастающее поколение.

Эволюция статуса детства прошла долгий и сложный путь. Еще в средние века положительной чертой детства считалась восприимчивость к воспитанию. Яркий представитель того времени, Филипп Наваррский, отмечал, что этот период является фундаментом для всей дальнейшей жизни, на котором можно построить хорошее и крепкое будущее. Позже большой вклад в отношение к детству внес ученый Эразм Роттердамский, определявший, что крайне важно учитывать возраст и не допускать того, что может превосходить силы ребенка в любом виде деятельности .

С точки зрения науки, понимание детства как особого и своеобразного феномена начало формироваться во второй половине XIX века, но лишь в XX веке возник интерес к детству как к особому социальному феномену благодаря усилиям М. Монтессори, Н.Ф. Песталоцци и другим реформаторам педагогики.

Стремительное развитие современного мира имеет огромное влияние на детство. На сегодняшний день ребенок признается самостоятельным субъектом права и имеет особый социальный статус. Однако активная технологизация и внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности выдвигают острую необходимость взаимосвязи мира детей с миром взрослых .

С одной стороны, мир взрослых и мир детей сблизился, что связано с тем, что ребенку стало доступно все то, что ранее было запретно: он имеет почти не ограниченный доступ к информации, все больше становится дозволено, от этого появилась определенная независимость детей.

С другой стороны, взрослые отдалились от детей и не только потому, что первые перестали заниматься детьми. В последнее время дети остаются в стороне от деятельности общества в обсуждении различных проблем взрослых .

Сегодня все чаще говорят о дискриминации детей. Мир детства так или иначе деформирован миром взрослых.

Современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых обозначен учеными как кризис детства, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

Ученые выделяют ряд характерных черт для данного кризиса.

Во-первых, меняются отношения взрослых и детей, в которых взрослые выступают как учителя и воспитатели, где их усилия направлены не на взаимодействие с ребенком, а на воздействие.

Во-вторых, разрушаются ранее сложенные представления о развитии мира как о взрослении, и наступает период ломки образа взрослого мира. Если же раньше детям не терпелось войти в мир взрослых, то сегодня появляется некий страх взросления.

В-третьих, дети вовсе оказались за пределами социально значимых дел. На сегодняшний день становится популярнее тенденция отстранения мира взрослых от мира детей. Однако и в этом есть несколько сторон рассмотрения такой черты кризиса детства. С одной стороны, детям предоставлены все блага, но при этом взрослые не впускают их в свой мир, вследствие чего первые прибегают к крайним мерам, чтобы отстоять свои права на пребывание в мире взрослых – алкоголь, курение, наркотики и др. С другой стороны, они вовсе исключены из реальной социально значимой деятельности, чаще балуются родителями и дольше остаются под их опекой, но это все приводит к не менее неприятным последствиям. Дети становятся не способны делать что-либо, что в свою очередь приводит к затяжному инфантилизму.

Также происходит распад специфических видов деятельности детей – «псевдошкольные» формы обучения вытесняют игру из жизни детей. Распространение в подростковом возрасте деятельности, специфичной для младшего школьника, приводит к обострению подросткового кризиса, его затяжному и деструктивному характеру. Игра и детские пирушки претерпели колоссальные изменения, ввиду активной информатизации и компьютеризации общества, особенно в последние десятилетия.

Все это происходит под мощным натиском инноваций современного мира. СМИ, телевизор и неуправляемый поток информации с мониторов наших компьютеров вытесняют традиционные формы детской деятельности и общения со взрослыми, что приводит к искажению мировоззрения детей и их жизненных ценностей, а также становятся не редки случаи нарушения психического здоровья ребенка.

Все это говорит о том, что ребенок намного быстрее приобщается к взрослой жизни, нежели несколько лет назад, еще в дошкольном возрасте он начинает активно знакомиться с современной техникой, а в школьном вовсе становится ее уверенным пользователем. Родители все чаще требуют от ребенка дисциплинированности и послушания, ограничивая право выбора и возможность быть самим собой. Все это влечет за собой необратимые последствия: ослабленность физического и психического здоровья, утрата навыков активной коммуникации, искажение морально-нравственных представлений, обмеление внутреннего мира.

Как считал Д.Б. Эльконин, детство возникает именно тогда, когда ребенка невозможно включить в систему общественного производства из-за того, что он не в силах в полной мере овладеть орудиями труда по причине их сложности, вследствие чего естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Однако эта мысль была актуальна пару десятков лет назад, а на сегодняшний день мы видим абсолютно противоположную картину.

Несмотря на множество педагогических исследований и статистических данных, свидетельствующих о том, что в современном мире усилился рост таких детских проблем, как социальное сиротство, девиантность в детской сфере, проблема здоровья, социальной адаптации и свободы выбора, повысилась активность государственной политики в области детства.

Сегодня именно ребенок стоит в центре многочисленных обсуждений и прений, именно в отношении детства в столь крупном масштабе ведутся разработки новых законов и подзаконных актов. Все это свидетельствует о том, что детство имеет огромную значимость для государства, а значит и для будущего.

Каждый из нас когда-то был ребенком, а сегодня, имея возможность рассмотрения проблемы детства через научную призму, может осознать, насколько сложно быть ребенком и как велика задача педагогики в этом непростом времени жизни каждого человека. На сегодняшний день основная задача каждого из нас – помочь подрастающему поколению, ведь именно от нас будет зависеть их будущее и будущее нашей страны. И если сегодня ребенок – это лишь крохотное зарождение новой жизни в утробе матери, то завтра он станет новым вершителем истории, человеком, способным открывать новые горизонты.


Библиографический список
  1. Боровикова Л.В. Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования// Человек и образование №1 (26) 2011, Санкт-Петербург [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-1_p069-073.pdf
  2. Гайсина Г.И. Мир детства как социально – педагогическая проблема //Психолого – педагогические проблемы образования// Педагогическое образование в России.2011.№5 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped16/ped_17.pdf
  3. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов. –– М.: Гардарики, 2005. – 287 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е издние., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с.
  5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.